Banner
Banner
28 марта 16:09
  • $ 92.59
  • € 100.27
События и факты
19 сентября 2018 06:55

Бутылка из-под рома стала доказательством подлинности сенсационной находки

Экипаж научно-исследовательской яхты «Альтер Эго» вернулся из очередной экспедиции с доказательством, что год назад на юге архипелага Земля Франца-Иосифа им были обнаружены останки не простой яхты, а шхуны «Эйра» известного британского исследователя Арктики Бенджамина Ли Смита.

— Надеялись найти рынду, то есть судовой колокол, на котором и изображалось название яхты. Но надежда угасла, когда узнали, что экипаж забирал колокол с собой на острова для воскресной молитвы, — рассказал журналистам участник экспедиции, подводный археолог Марк Степанов. — Первая находка дала нам большую уверенность, хотя в археологии она считается совсем незначительной. Это керамика XIX века, интерес она должна вызывать минимальный. Но на ней были указаны производитель лабораторных принадлежностей и город — Лондон. Уже тепло. А следующий найденный «черепок» попал прямо в точку. Стенка от бутылки, на которой написано «Роберт К. Вайн Энд Спирит, Питерхед». Последнее — это как раз тот город, в котором и было построено судно. У поморов бутылку питерхедского рома не купишь!

Как сообщает «Мурманский вестник», Бенджамин Ли Смит построил «Эйру» на полученные в наследство деньги. По образованию он был юристом, окончил Кембриджский колледж по настоянию отца. Но юридическая практика молодого человека не привлекала, он стремился исследовать мир.

Яхта была сконструирована специально для работы во льдах, ее длина 130 футов, вес 240 тонн. 15 августа 1881 года «Эйра» встала на якорь в трех милях от мыса Флора острова Нортбрук. Там она, зажатая льдами, и пошла на дно несколько дней спустя. Все научные результаты и поднятые со дна пробы пропали, но члены экспедиции, 25 человек, остались живы. Они спаслись на четырех шлюпках вместе с основным запасом продовольствия. Зиму пережили в построенном из камней, торфа, мха и остатков судна жилище, крышей которому служил парус «Эйры». Несмотря на пиковую ситуацию, экспедиция продолжила вести научную работу. Записки, зарисовки и фотографии Ли Смита составили первую картину о состоянии природы значительной части Земли Франца-Иосифа.

Найденные остатки яхты, по словам членов экспедиции проекта «Открытый океан», сильно повреждены. Палубы нет, от трюмных помещений мало что осталось. Максимальная высота борта — два метра.

— Судно лежит довольно стабильно, но в зоне активного ледового воздействия. Айсберги «пашут» его, скорее всего, ежегодно, причем безжалостно. Отсутствует пять-семь метров носовой части. Срезано красиво, будто специально, — отметил Марк Степанов. — Сложно говорить о сохранности объекта. Обычно подобную находку закапывают, то есть покрывают пленкой, геотекстилем. Создается среда без кислорода, без света, без доступа живности. Здесь это делать бесполезно, все равно льды вскроют. Поднимать судно очень дорого, как и консервировать. Его нужно разобрать по досочке. Каждую надо маркировать, потом вымочить, удостовериться, что она не деформировалась при высыхании. И затем уже собрать всю конструкцию. В общем, лучше руководствоваться принципом подводной археологии: не можешь сохранить, не трогай.

Как оказалось, остатки «Эйры» — это теперь не только культурно-исторический памятник, но и природный. Если достать его со дна, то погибнет и образовавшееся на нем сообщество флоры и фауны.

— Получился такой невольный эксперимент по случайному заселению местной флорой и фауной этой яхты. Гидробиологический оазис, и мы даже знаем точно, сколько ему лет. Поэтому нужно думать, как можно изучать остатки «Эйры» и при этом сохранить образовавшуюся на них жизнь, — добавила Мария Гаврило, научный руководитель экспедиции.

 
Фото: Фотографии предоставлены экипажем «Альтер Эго».

Материалы по теме