Banner
Banner
24 апреля 20:03
  • $ 92.51
  • € 98.91
Наши люди, Норникель 85
30 декабря 2020 15:11

Светлана Смыкова: активистка, авантюристка и Дед Мороз в одном лице

Поддается ли оценке умение людей отдыхать? Если да, то экспертом может выступить человек из сферы культуры. Причем с большим опытом проведения культурно-массовых мероприятий. Таким, как, к примеру, у мончегорки Светланы Михайловны Смыковой, много лет занимавшейся организацией новогодних праздников для работников комбината «Севернокель» и множества других массовых мероприятий для северян.

Не назвать ли ее Сталина?

Жительницей города металлургов Светлана Смыкова стала в 1976 году: после замужества переехала из города Сызрани Самарской области.

Творческое зерно заложила мама — Раиса Алексеевна Артемьева. Дочь появилась у нее на свет 5 декабря — когда в СССР отмечался День сталинской конституции. Мама попыталась «изобрести» девочке оригинальное имя. «Не назвать ли ее Конституцией? Или Стали`ной?», — перебирала варианты… Но в конце концов, решила, что имя «Светлана», которое носила дочь Иосифа Сталина, вполне подойдет.

— Всегда мои дни рождения отмечали широко, и я так радовалась: «Мама меня сильно любит: в мою честь накрывает столы, приглашает детей, а потом приходят и взрослые», — вспоминает рассказчица. — Это потом поняла, что «под шумок» мама празднует День сталинской конституции.

 

Вы — сталинские, а мы — хрущевские!

Раиса Алексеевна была искренней патриоткой и поклонницей вождя народов.

— А потом Сталин умер, и все, что с ним было связано, стало под запретом. У нас был большой сундук, мама на его дно приклеила большой портрет Сталина и сверху завалила бельем. Я ее предостерегала: «Придут и, как в 1937 году, что-нибудь с тобой сделают. Нельзя так!». Я с ней все время спорила, потому что была сторонница Хрущева, говорила: «Вы сталинские, а мы хрущевские». А она: «Посмотрим, как Хрущев вам поможет последние штаны снять!».

Света училась в десятом классе, когда учитель истории сообщил, что Хрущева «сняли»… Молодежь это известие повергло в шок.

— Помню, свою реакцию на смерть Сталина. Мы сидели в детсаду, в большом зале, на стульчиках, взрослые стояли по периметру. И вдруг как загудели все поезда (дело происходило в Сызрани, там большой железнодорожный узел), как зарыдали взрослые. Мы сжались… Состояние всеобщей трясучки продолжалось в течение часа, наверное. Когда первым секретарем ЦК КПСС поставили Хрущева, у молодежи внутри свет зажегся. Мы пребывали в праздничном состоянии. А когда Хрущева сняли, настроение сменилось: будто что-то надломилось.

 

А в траве — миллионы светлячков

Но, несмотря на политические перипетии, Светлана Михайловна называет свое детство счастливым.

— Мы были изолированы от всего мира, варились в своем котле. Сами себе устраивали праздники. Что хотели, то и делали. Дети жили с ощущением свободы. У меня возникло однажды желание уйти далеко в поле и топать, покуда есть силы. Шла-шла к горизонту. Одна. А по полю — васильки, колючки… Ушла далеко-далеко, посидела, осмотрелась и — обратно. Усталости не было, я впитывала в себя окружающую природную красоту. Было так хорошо…

Аналогичное состояние рассказчице довелось испытать всего два раза в жизни. Как-то они с будущим мужем заблудились в лесу.

— Муж там не ориентировался. Эти места мне более-менее знакомы. Но только ночью мне удалось выйти на нужную тропинку. С одной стороны — лес, с другой — поле, и луна светит. А в траве — миллионы светлячков… Такой красотищи не видела больше. Наслаждение…

 

Я такие «чудеса» вытворяла…

Себя Светлана Смыкова в шутку называет авантюристкой. И вспоминает приключения, на которые в детстве решится не каждый ребенок. Света постоянно оказывалась в центре вихря, который сама же умудрялась закрутить. То соберет на домашнюю «елку» всю окрестную детвору и вынудит маму раздать все запасы новогодних сладостей, то на весь день уйдет в магазин, прихватив с собой двух братишек…

— Я такие «чудеса» вытворяла! Как-то решила купить хлеба домой. А его ни в одном магазине нет. Мне подсказали, что он есть в поселке, где живут немцы Поволжья. У меня с собой два маленьких брата: одному — 2 года, второму — 4. Пока добрела с ними до этого поселка и купила хлеба, начало смеркаться. Братья уснули от усталости. Что делала: отнесу сначала хлеб метров на 50 вперед, следом — одного ребенка, потом — второго.

Браться так устали за день, что посапывали беспробудно. Уже и мама пришла домой, а детей нет. Соседи видели, как Света хлеб искала, рассказали о том Раисе Алексеевне. А кто-то передал, что недалеко от поселка (километрах в трех) какая-то девчушка туда-сюда носится.

— Мама догадалась, что это я, но не пошла меня встречать. Ждала. Я, наконец, добралась домой, узнала, что маме было известно, где мы с братьями, и удивилась: «А чего ты не встретила?». В ответ мама спокойно спросила: «Я тебя за хлебом посылала? Ты сама пошла, вот сама до конца дело и доводи».

Дед Мороз — отправная точка в карьере

Видимо, зная способность Светланы к творческому разрешению непростых ситуаций, однажды, ей без всякой подготовки велели вести детский утренник в костюме Деда Мороза: некем было заменить «артиста», что играл эту роль.

К каким-то рекомендациям Света прислушалась, в чем-то импровизировала, с задачей справилась. Тогда и поняла: вот то, чем хочет заниматься по жизни. И, кстати говоря, со школы выпустилась со свидетельством, что прошла курс культурно-просветительной работы. Она поступила в Ленинградскую Высшую профсоюзную школу культуры на заочную форму обучения по специальности «Организатор-методист культурно-просветительной работы высшей квалификации». До переезда в Мончегорск работала в Сызрани в сфере культуры.

 

Что отличительно для Мончегорска?

На смене места жительства настоял муж. Он заявил: «Мончегорск — лучший город земли. Жить больше нигде нельзя!».

Сразу же Светлана устроилась в местный Дворец культуры заведующей отделом культурно-массовой работы.

— Первый Новый год на этой должности стал для меня значимым. Я до того работала в учреждениях культуры Самарской области. Потом, когда там бывала в отпуске, меня часто звали вернуться. А я всегда отвечала: «Не смогу с вами работать!». Я когда там жила, проводила, например, вечера цеховые. На них приходили: начальник цеха, председатель профкома, цехкома, секретарь парторганизации и 5-7 работяг. В большом зале сидело 11-12 человек! Для Мончегорска же, что отличительно… Мы проводим конкурсные вечера, а в зале на ступеньках сидят. Здесь повышенный интерес к творчеству. Люди себя реализовывают не только на производстве, и на сцене тоже. Так было благодаря парткому и профкому комбината «Североникель». Если объявлялся конкурсный вечер или новогодний, участники сами шли и себя предлагали. Их освобождали от работы, они репетировали. Менталитет здесь такой. Дворец культуры был вторым домом для многих, я считаю.

С 23 февраля 1982-го Светлана Смыкова руководила клубом ветеранов Великой Отечественной войны при Дворце культуры.

— Мы каждый год проводили с ними новогодние вечера. И не было никакой разницы в возрасте. Люди приходили отдыхать и отдыхали, радовались жизни, как в молодости…

Не расстанусь с Дед Морозом…

В числе вечеров, конечно, были новогодние с накрытыми столиками и шампанским. Собирались представители разных цехов комбината «Североникель». Праздничную программу Дворца культуры гости дополняли собственными сценками, юмором, песнями…

Вечера проводили в фойе второго этажа Дворца культуры, в малом и большом залах. Устраивали и в красном уголке медсанчасти «Североникеля». Там Светлана Михайловна проводила «елку» как для детей сотрудников, так и для взрослых.

А вот на одном из новогодних вечеров в ресторане «Север» ей, как когда-то в школе, пришлось, принарядиться в костюм Деда Мороза. И никто не догадался, что добрый волшебник на самом деле — волшебница. С красным кафтаном и посохом Мороза Светлана долго не расставалась. Годы спустя, организовав в Музее истории города Клуб любителей истории Мончегорска (КЛИМ), она устраивала там «Бабушкины елки».

 

* * *

— А вообще мончегорцам присуща культура отдыха, — уверена наша рассказчица. — Однажды в гости ко мне приехал брат. Он побывал в ресторане «Север». Это был обычный вечер. Мончегорцы тогда часто посещали рестораны, «Север» был одним из любимых. Мы отдыхали в спокойной обстановке, никто не шумел, не хулиганил… И мой брат очень удивился, что во время веселья никто не выясняет отношения: «Ну и город у вас!», — так он сказал…

Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Светланы СМЫКОВОЙ

 

Материалы по теме