Banner
Banner
19 апреля 16:40
  • $ 94.09
  • € 100.53
Интервью
19 марта 2021 13:52

Андрей Бугров: «Важно изменить культуру поведения работников»

Вопросами устойчивого развития сегодня занимаются практически все крупные компании России и мира. Они заботятся о сотрудниках, решают социальные проблемы, вопросы защиты окружающей среды. «Норникель» и его предприятие в Мурманской области — Кольская ГМК — в этом отношении передовики. Компанией уже многое сделано для улучшения качества жизни, но и планы велики. Сейчас «Норникель» разрабатывает стратегию в области экологии и изменения климата. О ее основных целях и задачах Kn51 рассказал старший вице-президент по устойчивому развитию «Норникеля» Андрей Бугров.

Работать по-новому

— Мир в своем развитии сильно изменился, и возникла ситуация, когда человечество потребляет в 1,6 больше ресурсов, чем в состоянии воспроизводить планета, — отметил в начале разговора топ-менеджер компании. — Но об этом никто не задумывается, потому что на уровне конкретного человека это никак не ощущается. При этом серьезную озабоченность вызывает изменение климата. Подписанным пять лет назад парижским соглашением установлены определенные параметры по сокращению выбросов парниковых газов. А сам документ основан на концепции того, что изменение климата связано с антропогенным воздействием на природу. Поэтому задача сокращения выбросов парниковых газов стоит в центре всех усилий, которые предпринимают заинтересованные стороны. И должен сказать, что это движение приобрело глобальный характер, и никто не может игнорировать требования, которые выдвигают стейкхолдеры, к которым относятся потребители продукции, банки и финансовые учреждения, инвесторы, трудовой коллектив, население городов, в которых работает компания, гражданское общество в виде некоммерческих организаций. Поэтому перед компанией стоит задача — работать по-новому, с новой моделью ведения дел. И мы такие усилия предпринимаем с 2013 года.

Первым крупным событием, направленным на улучшение окружающей среды, качества жизни, в «Норникеле» стало закрытие в 2016 году Никелевого завода, который фактически находился в центре Норильска. Параллельно велась работа, нацеленная на существенное сокращение выбросов диоксида серы в атмосферу. Так появился «Серный проект».

— Честно говоря, на это ушло несколько лет для того, чтобы отобрать правильную технологию и подготовиться к реализации проекта, который в 2025 году приведет к сокращению выбросов диоксиды серы на 95 процентов, — отметил Андрей Бугров. — Если посмотреть на Кольскую компанию, то здесь ситуация лучше, чем в Норильске, потому что мы закрыли плавильное производство в поселке Никель. Помимо общего оздоровления экологической обстановки в Печенгском округе, оказалась снятой и международная проблема, связанная с жалобами населения приграничных районов Норвегии и отчасти Финляндии на то, что они были вынуждены дышать выбросами, которые производство в Никеле генерировало. Следом остановили медное производство в Мончегорске и в общем сократили выбросы серы на 85 процентов. Это очень серьезный результат.

Нет предела совершенству

Реализуя крупные экологические проекты, в «Норникеле» решили более комплексно посмотреть на вопросы, связанные с воздействием производства на окружающую среду.

— В первую очередь это вопросы реализации «Серного проекта», а стройка в Норильске идет полным ходом, заказано оборудование и так далее. Пока мы укладываемся в сроки и отведенный бюджет, — прокомментировал Kn51 Андрей Бугров. — Но одновременно с этим мы будем решать вопросы по сокращению парниковых газов, лучшему использованию воды, правильному, в соответствии с международными требованиями, управлению хвостохранилищами, современным методам утилизации отходов. Будем внедрять дружественные к природе новые технологии. Вот примерный круг вопросов, которыми мы будем заниматься. По всем компонентам метрики концепции ESG, где Е — окружающая среда, S — социальная ответственность, а G — корпоративная ответственность и качество управления компанией, будем проводить работу. Все это вместе объединяется в термин «устойчивое развитие». Оно подразумевает такое ведение дел, такую операционную деловую модель, которая бы не отнимала у следующих после нас поколений возможности жить без ухудшения качества жизни.

Андрей Бугров отметил, что с точки зрения решения вопросов устойчивого развития Кольская ГМК — одно из передовых производств «Норникеля».

— Оно поменьше, чем та часть компании, которая расположена в Норильске, поэтому здесь многие вещи можно быстрее осуществить — решения принимаются оперативно и быстрее исполняются. Но вся повестка дня, о которой я говорил — вода, воздух, отходы — актуальна и для Кольской ГМК. С одной стороны, нет предела совершенству, но с другой необходимо соответствовать международных стандартам. А компания приняла решение вступить в международный совет по горнодобывающей промышленности и металлам, и данная работа проводится сейчас. Компания также поддержала инициативу по обеспечению ответственной деятельности в горнодобывающей промышленности. Это стандарт под названием IRMA. Он гораздо более детализированный, более глубокий, чем требования, которые предъявляет международный совет горнодобывающей промышленности и металлам. Поэтому вступление в эту организацию займет достаточный срок — два или три года. Но для нас это определенное зеркало с лучшими практиками, которые существуют в мире в области металлургии и горнодобывающей промышленности. Смотрясь в него, мы можем совершенствовать свою работу.

Экология — дело каждого

Андрей Бугров заострил внимание на том, что сама стратегия в области экологии и изменения климата в «Норникеле» пока не принята. И с самого начала работы над важным документом в компании решили максимально вовлекать в этот процесс все производственные площадки, всех сотрудников, так как экология — дело каждого.

— Нам нужно, чтобы изменения происходили не в головном офисе, а на производственных площадках, — подчеркнул в разговоре с Kn51 Андрей Бугров. — Наша задача в том, чтобы, концепцию стратегии «приземлить» в дивизионах и разработать конкретные мероприятия — а они разные для Кольского полуострова, Норильска, Забайкалья по каждой из этих сфер — воздух, вода, земля, отходы. Мы будем проводить семинары при большом стечении руководителей, создавать специальные рабочие группы в Кольской ГМК, на предприятиях в Норильске и Чите. Важно, чтобы у людей изменилось отношение к делу, чтобы они могли оглянуться назад и посмотреть, какой ущерб своей деятельностью приносят окружающей среде и смотрели вперед, принимая решения, утверждая инвестиционные проекты. Это, пожалуй, самое трудное — изменение культуры поведения.

Источник новой идеологии

По словам Андрея Бугрова, «Норникель» проповедует принципы «зеленой» экономики, оказывая поддержку в ее развитии по всему миру. Компания производит металлы, которые используются в автомобильной промышленности для снижения уровня загрязнения воздуха, в производстве электромобилей.

— Но производя экологические продукты, мы сами не должны загрязнять атмосферу, — отметил Андрей Бугров. — Только улучшать образ своей деятельности, снижать нагрузку на окружающую среду. В этом, если хотите, источник новой идеологии, которую компания исповедует. В этом источник вдохновения для тех, кто этой работой занимается. В компаниях по всему миру происходит смена поколений, на работу приходят молодые люди, у других другой ценностный ряд. Вопросы «зеленой» экономики, окружающей среды, повторного использования материалов для них — это самоценная вещь и они с удовольствием этим занимаются и просят, требуют, чтобы производители подходили к этому всерьез.

Сегодня все больше инвесторов при принятии решений о вложениях в ту или иную компанию проверяют ее на соответствие критериям ESG. Если корпорация не отвечает актуальным требованиям в области устойчивого развития, то рискует лишиться финансирования, потерять потребителей.

— В мире существенно вырос объем инвестиций в предприятия, которые исповедуют концепцию устойчивого развития, — рассказал Андрей Бугров. — Многие из инвестиционных компаний в открытую заявляют, что они перестанут инвестировать отрасли, которые не будут реформированы под требования «зеленой» экономики. Райффайзенбанк заявил, что через два-три года перестает кредитовать предприятия, использующие уголь, а также шахты, которые его добывают. То есть, если не учитывать эти изменения, то фактически можно оказаться в ситуации, когда вы потеряете своих потребителей, вам будет трудно получить финансирование в банках, а многие инвесторы уйдут из вашего капитала.

— Получается, сегодня ответственной компанией быть выгодно? — спрашиваем в заключение беседы у старшего вице-президента по устойчивому развитию «Норникеля».

— Да, но мы это делаем не ради финансового результата, а ради более высокой идеи, касающейся новой философии, нового образа жизни, и новых методов ведения бизнеса, — подытожил Андрей Бугров.

Игорь ПЕТРОВ. Фото Марины ПАПКА

 

Материалы по теме