Banner
Banner
28 марта 16:56
  • $ 92.26
  • € 99.71
«Бессмертный полк»: фронтовики и труженики
30 апреля 2021 15:31

Герой из Мончегорска

Через считанные дни наша страна отметит 76-летие Великой Победы. Kn51 продолжает рассказывать о земляках, защищавших Отечество в 1941-1945 годы. Новый рассказ о Леониде Мустейкисе — мончегорце, в мирное время работавшем на комбинате «Североникель». 11 октября 1944 года он погиб в бою на хребте Муста-Тунтури, закрыв своим телом амбразуру вражеского пулемета.

Леонид Иванович Мустейкис родился в 1911 году в деревне Усомля Витебской области. С 1935 года, после окончания Ленинградского горного техникума, работал в Мончегорске. 24-летний специалист трудился в геологоразведочной конторе горнорудного управления комбината «Североникель» — занимался бурением, последние два месяца перед войной был диспетчером.

В 1937-м у Леонид женился — избранницей стала эстонка Лидия Мадисовна Витас., через два года на свет появился сын Валерий. Прошло еще четыре года, и жизнь молодой семьи, как и всей страны, круто изменилась.

Леонида Ивановича призвали на фронт через два дня после начала Великой Отечественной — 24 июня 1941 года. Он был направлен в 15-й отдельный пульбат, позднее — в 348-й пулеметный батальон Северного оборонительного района.

Леониду Мустейкису предстояло воевать на полуостровах Средний и Рыбачий. А жена Лида вместе с сыном выехали на родину родителей в село Селище Чудовского района Новгородской области. Пути расходились, но супругам хотелось верить, что разлука не окажется долгой.

— B Мончегорске я получила от него одно письмо. Он писал, что пока жив и здоров, но многие из тех, кто начинал с ним воевать, уже погибли. Когда в августе я уехала к своим родителям в Новгородскую область, Леонид туда тоже прислал письмо на имя моего брата, просил ответить ему о судьбе своей семьи. Мы ему ответили, но получил ли муж это письмо, неизвестно. Вскоре я осталась на оккупированной территории. Фашисты были в нашем селе недолго, всего две недели. Но они все разорили, пришлось уходить в сторону Эстонии. В феврале 1942 года мы туда добрались, — вспоминала сорок с лишним лет спустя Лидия Мадисовна.

А в это время в Кольском Заполярье шли ожесточенные бои. Но фашисты не смогли захватить ни Мурманск, ни стратегически важные полуострова Средний и Рыбачий. И хотя они «оседлали» Муста-Тунтури, но дальше пройти не смогли.

Леонид Мустейкис был парторгом роты. И те, кому довелось с ним воевать, говорили, что на него всегда можно положиться — не подведет. Среди однополчан оказался его земляк — мончегорец Дмитрий Иванович Иванов.

— Я с ним познакомился уже на фронте, до войны мы знакомы не были. Он мне рекомендацию в партию давал. Нравился он нам всем своею смелостью, находчивостью. Рота у нас все время на передовой была. Каждый день приходилось из тыла в боевое охранение носить продукты, боеприпасы, раненых выносить. Парторг Мустейкис всегда рядом был, старался подбодрить, помочь, — вспоминал потом Дмитрий Иванович.

О том, насколько важны были и эта помощь, и эта поддержка, отчасти свидетельствует цитата из наградного листа:

«За время пребывания в батальоне Мустейкис Л.И. семь раз нес службу в боевом охранении на высотах 122,0 и 40,1, где показывал образцы мужества и отваги. 6 сентября 1944 года был назначен в боевое охранение на бол. хр. Муста-Тунтури, где нес службу 30 суток без смены на самом передовом и ответственном посту. Неоднократно с группой бойцов в два-три человека проводил вылазки на передний край противника и, забрасывая его гранатами, все время держал врага в напряжении».

Многие мончегорцы героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной. Среди них есть Герои Советского Союза, кавалеры многих боевых наград. Но только один — Леонид Иванович Мустейкис — закрыл собой амбразуру вражеского пулемета.

О его подвиге широкая общественность узнала в 1983 году, когда известный мурманский историк Станислав Дащинский опубликовал в июньском номере журнала «Север» очерк «Матросовы Севера». Ему было известно немногое. Но именно с этой журнальной статьи началась активная поисковая работа. Ее одновременно вели сам Станислав Дащинский и группа «Поиск» среднего профтехучилища №1 Мончегорска, которой руководил Геннадий Лейбензон (во многом именно благодаря ему годы спустя северяне узнавали подробности войны в Заполярье и о советских воинах, героически его защищавших).

Тогда поисковикам удалось найти многих однополчан героя, собрать их воспоминания. А главное — с помощью работников мончегорского военкомата установили адрес жены солдата. Лидия Мадисовна жила в Эстонии, там же работал директором цементной фабрики и сын Валерий. Спустя сорок лет семья героя наконец узнала, как и где он погиб.

«10 октября 1944 года, действуя в наступающей группе, которую вел лейтенант А.М. Фокин, он до конца показал свою преданность делу партии Ленина-Сталина и нашей великой Родине. Вражеская огневая точка мешала продвижению наших подразделений. Тогда тов. Мустейкис Л.И. с гранатами подполз вплотную к вражеской огневой точке, забросал амбразуру и тут же был смертельно ранен, закрыв амбразуру своим телом», — написано в наградном листе Леонида Мустейкиса.

Один из ветеранов сказал об этом прямее и жестче: «Он запечатал собой амбразуру. Немцы не смогли изнутри вытолкнуть его тело…».

Леонид Иванович был похоронен в братской могиле на полуострове Средний. Командование представило его к ордену Красного Знамени (посмертно). Командующий СОР генерал-лейтенант Е.Т. Дубовцев заменит этот орден на другой — Отечественной войны 2-й степени. Может быть, потому, что этот орден был единственным, который мог быть передан по статусу в семью солдата.

А в декабре 1984 года военком города Тарту выполнил просьбу ребят из мончегорской группы «Поиск»: Лидия Мадисовна и Валерий Леонидович Мустейкис получат этот орден на вечное хранение.

* При подготовке использованы материалы газеты «Кольский никель»

Фото: Музей истории города Мончегорска, портал «Память народа»

Читайте также:

«Бессмертный полк»: фронтовики и труженики

#Победа75

 

Материалы по теме