Banner
Banner
7 мая 02:58
  • $ 91.31
  • € 98.47
Культура
14 октября 2015 14:31

Поход суровый, дальний, литературный

Поездка посвящалась двум знаменательным датам: 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения журналиста и редактора, писателя и сценариста, общественного деятеля и шестикратного лауреата Государственной (Сталинской) премии Константина Симонова.

Это уже второй «Литературный десант» книгочеев на полуострова в этом году – не все любители книги смогли побывать в период летних отпусков в этих местах, поэтому поход-экскурсию решили повторить осенью.

Под впечатлением

Несколько часов тяжелой ухабистой дороги, за время которой перед взором открывается необычайная северная красота тундры, величественных сопок, седых скал, звенящих ручьев и просторов водной глади. И везде здесь когда-то шел смертный бой. За мирное небо, за Родину, за эту вот красоту, за необычайные места на самом краю Земли:

«…Весь Кольский полуостров — это, можно считать, самый нос материка. Ну, а Рыбачий — это же бородавка на носу. И выходит, что я, не кто иной, как комендант бородавки. Да. А вам придется посидеть у меня сутки, раньше дороги не будет. Кстати посмотрите, как нас тут бомбят…» (из очерка К. Симонова «На Рыбачьем и Среднем»).

Возле литературной землянки, где находилась редакция газеты «Североморец» и от которой мало что сохранилось – доски, да камни (но есть и памятный знак), прозвучали стихи Симонова, рассказ об истории написания им поэмы «Сын артиллериста». Слушатели узнали, что прообразом героя поэмы — Леньки стал лейтенант Иван Лоскутов:

— В октябре 1941 года Симонов прибыл на Северный фронт, — рассказала сотрудник детской библиотеки Заполярного Галина Русских. — Из Мурманска едет на Рыбачий, в то время самую северную точку фронта. Там он находился до начала ноября 1941 года. В последний день его пребывания командир 104-го полка тяжелой артиллерии майор Ефим Рыклис рассказал Симонову историю. О том, как он в июле 1941 года был вынужден послать на корректировку артиллерийского огня на одну из высот на полуострове Средний сына своего старого армейского друга лейтенанта Ивана Лоскутова, который 31 июля 1941 года вместе с двумя радистами и проводником взобрался на высоту и оттуда в течение 6 суток по рации корректировал огонь артиллерии.

По данным, передаваемым Лоскутовым, огнем была уничтожена минометная батарея, большая группа пехоты, несколько пулеметных точек. Однако вражеские войска определили местонахождение корректировочной группы и, после не принесшего результата минометного и артиллерийского обстрела высоты, были вынуждены перейти в атаку на высоту. Окружив высоту со всех сторон, немецкие солдаты начали подниматься наверх. Лоскутову ничего не оставалось делать, как вызвать огонь на себя. Рыклис посчитал, что это ошибка, и переспросил, так ли это. И только после повторной команды обрушил на высоту шквал огня.

Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. К счастью, бойцы остались живы. Но, радиостанция была разбита, и дальнейшее пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и Лоскутов принял решение возвратиться в полк. И именно под впечатлением от рассказанной истории Симонов и написал поэму «Сын артиллериста», прототипом лейтенанта Петрова в которой послужил И. А. Лоскутов, прототипом майора Деева — Е. С. Рыклис (подробнее можно почитать ►здесь◄). Кстати, здесь же, написанные Николаем Букиным стихи «Прощайте скалистые горы» тоже родились под впечатлением от морского похода. А музыка и сама песня появились уже после публикации в «Североморце», — завершила интересную историю Галина Сергеевна.

Музей природы, музей войны

Посетив еще несколько военных памятников, «собеседники» отправились разбивать стоянку недалеко от двух грандиозных и удивительных своими очертаниями скал «Два брата». Первым делом — субботник по уборке прилегающей местности — территория «прилично» захламлена после довольно-таки частых посещений туристов и рыбаков. Весь собранный мусор, кстати, был отсортирован и частично сожжен, а частично вывезен с полуострова.

Вечер любители книг провели у костра, с чтением стихов и песнями военных и послевоенных лет. А утром каждый смог прогуляться по взморью и насладится фантастическими мирами скал и отлива, черного жемчуга вороники и резвящихся в море забавных нерп, остроты вкуса солоноватого ветра и мягкими перинами лишайников и мхов… На обед — традиционная уха и сборы в обратную дорогу. По пути — посещение еще одной точки: народного музея Боевой Славы, созданного в бывшем лагере геологов под хребтом Муста-Тунтури, бывшим же геологом Юрием Кобяковым.

Юрий Александрович всегда сам ведет экскурсии, сопровождая их не только показом экспонатов, но и рассказами о подвигах наших бойцов, которые в этих местах не отдали немцам ни пяди родной земли. Не отступили ни на шаг все 1195 дней практически блокады (доставка всего необходимого — под беспощадными залпами огня только морем).

— Стояли насмерть: здесь вся земля не просто в осколках и гильзах, она вся пропитана кровью, здесь каждый год находят все новые и новые останки наших героических воинов, — говорит Юрий Кобяков. — Линия обороны доходила порой до 30 метров от позиций противника, практически, на расстоянии броска гранаты. Это место не имеет равных по количеству погибших на каждый кусочек скалистой земли.

Посетители из числа «Литературного десанта» узнали весь ход событий ведения боевых действий — от начала и до самого освобождения Кольского Заполярья. И о подвиге артиллеристов батареи Федора Поночевного:

«…Если взять все пушки Поночевного и взвесить их, а потом подсчитать, сколько бомб и снарядов обрушили немцы на этот клочок земли, то выйдет, что вся батарея весила раз в десять меньше, чем страшный груз, сброшенный на нее врагом…» (из рассказа Л. Кассиля «Батарейный заяц»).

И о последнем бое отряда разведчиков капитана Александра Юневича, и о страшной судьбе одного из оставшихся в живых его бойцов — Александра Бакина, и о захоронении бойцов Юневича лишь в 1976 году. А ведь место их гибели было доподлинно известно по координатам наведения огня:

«…А в тот мартовский день, когда в эфире открытым текстом прозвучала последняя радиограмма: «Огонь на нас! Фашисты совсем близко! Нас осталось мало! Живыми не сдадимся! Отомстите за нас! Прощайте, товарищи!», командир артиллерийской батареи Федор Поночевный перекрестился и сказал:

— Прости нас грешных, Господи! Второй раз огонь на себя — так не бывает! Помоги им, Всевышний, если ты смотришь на этих героев…» (из книги еще одного защитника этих мест Василия Кожуховского «Десант на Муста-Тунтури»).

От этих рассказов подступает комок к горлу, кончики пальцев покалывает: эти места бьют наотмашь по всей грудине: природа опьяняет, а правда — трезвит:

…И крики «Ура!» застывали во рту,

Когда мы пули глотали.

Семь раз занимали мы ту высоту,

Семь раз мы ее оставляли…

В. Высоцкий (песня «Высота»)

 

Материалы по теме