По Мончегорску и окрестностям промчался «Бешеный лось»
Так называли в этом году соревнования по GPS-ориентированию для внедорожников, посвященные Дню компании и Дню металлурга.
Экстрим становится запредельным
Праздничную джип-кампанию в формате ориентирования ежегодно проводит мончегорский клуб «Монча 4×4». Правила простые: на местности выставлены 42 точки разной степени автодоступности, с помощью навигатора участники должны найти их и сфотографироваться рядом. Соединяющим звеном между точкой и автомобилем служит человек — ему необходимо одновременно прикоснуться к автомобилю и точке. Задача участников — собрать максимальное количество точек в контрольное время (6 часов).
Юрий Шадрин |
— Встреча называется «Бешеный лось», потому что все точки стоят в основном в болотах, в труднодоступных местах (по желанию участников). К тому же символ Мончегорска — лось. Название получилось многозначное, — рассказал Kn51 председатель клуба «Монча 4×4» Юрий Шадрин, работник металлургического цеха Кольской ГМК. — В этом году мы также ввели длинный спецучасток по болоту. Заезд на него в одной из точек, а выезд — в базовом лагере. Не проходишь — штраф 2 часа… Но людям все равно весело — посмотрите на них!..
По словам организаторов, трасса в этот раз значительно сложнее, чем в предыдущие годы. Сделано это по желанию «особо фанатичных участников», которым мончегорский экстрим виделся ранее недостаточно запредельным.
«Мой папа меня бы убил!..»
Перед стартом — общий сбор экипажей, брифинг и… танцы от волонтеров. Взмах флага, убегающий от стены внедорожников председатель (давший отмашку), мчащиеся в «прерию» буйные автоподобные мультикары и просто автомобили.
…Хруст лебедок, грязь на крыше, машины в дыму, полсалона воды, гримасы штурмана, разнообразная русская речь, обязательная собака, берущая точки…
Алексей Бирюков |
…Стоит вдалеке на болоте точка. Глазастые штурманы увидели ее, когда стали метаться по прошлогодним следам. Поехала к точке одна машина — встала, вторая — встала. Третья и четвертая не поехали, но вылебедили первые две. После этого два первых водителя под ругань штурманов снова рванулись к точкам.
Одного опять вытянули на большую землю, а второй… стал лебедиться дальше в болото, к точке. Долебедился, сфотографировался и кричит: «Мужики, вытащите меня!». На обратной дороге застрял, включил музыку, вышел на болото и начал танцевать. Его штурман тем временем утоп в болоте и потерял кроссовки. А пилот говорит: «Мой папа уже умер, но если бы видел, чем я здесь занимаюсь, то убил бы меня…». Это был Леша Бирюков.
«Пилот и штурман знают, что им друг без друга никак — потому что команда…»
Самый известный опус о взаимоотношениях пилота и штурмана на бездорожье начинается словами: «Пилоты — они толстые, потому что сидят. Штурманы — тощие, потому что бегают…»
Дмитрий Доброхвалов |
О сложностях отношений в экипаже рассказали участники «Бешеного лося».
Михаил Гранкин |
— Штурман — это руки, глаза. Ему нужно доверять, как себе самому, иначе никакой слаженной работы не получится, — считает Алексей Бирюков из клуба «4×4 Полярные Зори». — Мой штурман — мой товарищ, у нас все отлажено. Хотя он лишь второй год участвует как штурман. В прошлом году приезжал как ученик, а в этом уже бегает как… бешеный лось.
— Взаимопонимание в экипаже — залог успеха. Водитель, конечно, может накричать на штурмана, но и штурман может… наорать. Мой водитель не остался чистым — сам ходил по дистанции, — поделился мурманчанин Михаил Гранкин. — Друг без друга никуда — как на подводной лодке. Сегодня — в прямом смысле: кругом вода, сидишь на капоте — сухо. А водитель в салоне сидит уже в воде…
— Работа штурмана — искать точки, таскать тросы, спасать бесценного пилота. А пилот рулит. Но сегодня он тоже замочился, не выходя из машины, — плавали же! Не уберег, — сетует Дмитрий Доброхвалов, штурман Алексея Бирюкова.
Евгений Елисеев |
Впечатления: «Сразу тонем — и на дно!»
Любители автоэкстрима прибыли на соревнования из Североморска, Мурманска, Оленегорска, Апатитов, Полярных Зорь, Кандалакши и Мончегорска. Всего 35 машин и 80 человек. Результаты разные, но впечатления у всех — отличные.
Сергей Реутов |
— По сравнению с прошлым годом впечатления замечательные! Тогда сгорело сцепление… Для болот наша машина не приспособлена — она весит под 3 тонны. Сразу тонем и — на дно, — смеется водитель Nissan Patrol, мурманчанин Евгений Елисеев. — Но сегодня взяли 15 точек, для первого раза, думаю, нормально.
Дмитрий Ворошилов |
— В Мончегорске первый раз, но воспоминания останутся отличные! Машина изрядно поплавала, были поломки, но уедем своим ходом. Не скажу, что много точек набрали, но получили удовольствие, — поделился Сергей Реутов из Мурманска.
— Было круто! Особенно вывешивания на ямах. Подвеске хода не хватает, колеса вверху, машина по диагонали болтается, страшно и круто, и охота мчаться дальше! Но у нас развалилась корзина сцепления… — рассказывает пилот УАЗ-3303 Дмитрий Ворошилов из Оленегорска.
Победа — дело опыта
Вадим Зайцев |
Победители традиционно определяются в классах «Профи» и «Стандарт» (он же «Полироль»). Класс «Профи» начинается диаметром колеса от 33 дюймов и отличается спецпоготвкой. Победители — те же, что и в 2016-м.
Лилия Сызранцева |
Алексей Матвеенко |
— Очень понравилась трасса — интересная, разносторонняя, рельефная. Много болотистых мест. Не все было под силу, на все требовалось больше времени, — рассуждает Лилия Сызранцева, штурман экипажа-победителя класса «Полироль». — Бездорожье — наше хобби, не представляем себя вне его. Этому увлечению больше 10 лет; можно сказать, что наши победы — результат многолетнего опыта.
— В этом году участки гораздо сложнее. В 2016-м мы взяли почти все точки, брали их «в лоб», а в этом взяли чуть больше половины. Думаю, трудности испытывали даже «Профи», — поделился победитель класса «Полироль» Вадим Зайцев из «Паджеро»-клуба. — Если едешь за результатом, то надежда только на самих себя: Лилия моментально выскакивает, лебедку разматывает, все подсоединяет… На женщинах держится Россия! И все остальное…
— Взяли все точки, которые нашли. Победа и подготовка (машины и экипажа) неразрывно связаны. Подготовка команды — опыт участия в мероприятиях. За последний год мы выступили в двух крупных — «Арктик-трофи» и «Ладога» и нескольких однодневных, таких, как «Бешеный лось», — рассказал штурман одного из лучших экипажей в области Алексей Матвеенко. — Спасибо организаторам за встречу, которая стала уже традицией! Судя по количеству участников, участвовать в Мончегорске нравится не только нам. До встречи в следующем году!
***
Клуб «Монча 4×4» выражает благодарность Кольской ГМК, спорткомплексу «Гольфстрим» и мончегорскому отделу по делам молодежи, оказавшим помощь в подготовке соревнований, а также ВТБ-24, Автомойке51 и журналу «Dorog_net».
Дополнительную информацию о мероприятия клуба можно найти в его группе в соцсетях.
***
Результаты GPS-ориентирования
Класс «Профи»
1 место — Константин Данов, Алексей Матвеенко, Павел Матушкин (Апатиты)
2 место — Дмитрий Шигаров, Евгений Лебедев (Полярные Зори)
3 место — Алексей Сохромов, Андрей Шошкин, Петр Черкесов (Мончегорск)
4 место — Сергей Реутов, Михаил Гранкин (Мурманск)
Класс «Полироль»
1 место — Вадим Зайцев, Лилия Сызранцева (Североморск)
2 место — Иван Короткий, Константин Кочуров (Полярные Зори)
3 место — Василий Захаров, Евгений Дубовиков, Светлана Дубовикова (Мончегорск)