Banner
Banner
10 мая 13:03
  • $ 91.82
  • € 98.95
Наши люди
18 сентября 2015 17:35

Мария Федоровна Васильева: «Мне хочется, чтоб Мончегорск был спокойным городом»

В дни когда Мончегорск отмечает 78-й день рождения, его жительница Мончегорска Мария Федоровна Васильева празднует солидный юбилей. 18 сентября бывшей работнице Отдела рабочего снабжения комбината «Североникель» исполнилось 90 лет.

В своей жизни она много видела и с удовольствием делится воспоминаниями с теми, кто готов слушать.

— Мы не успели сразу уйти из деревни, когда объявили войну, — рассказывает она. — Утром 23 июня — немцы уже стреляли по кустам, а в обед они пришли к пастуху, как раз после дойки, и потребовали у него молока…

Фашистская оккупация

Жила семья Васильевых — родители, три дочки и сын — в деревне Бездеж Новоржевского района Псковской области. В тех краях с самого начала Великой Отечественной развернулась партизанская война. Жители бросали дома и по ночам уходили в леса.

Опустевшие избы немцы разбирали на бревна для блиндаж. В конце концов дом Васильевых оказался единственным, который уцелел. В его дворе фашисты устроили бойню: резали брошенных овец, кур… Весь скот забрать с собой было невозможно — жители уводили только коров, остальных вынужденно бросали.

— Страшно было очень. Немцы вламывались в дома и орали: «Масло, молоко, яйца, шпик!» А если куренок попадался под ноги — стреляли и забирали с собой. Рылись в шкафах, — вспоминает Мария Федоровна. — Нас эвакуировали, когда немцы стали вокруг проволоку натягивать. Помню, ночью везли нас через реку. Коровы ревут, а какой-то мужик ругался: «Затыкайте коровам рты!» Боялся, немцы услышат. А как ты корову уговоришь молчать? Ей тоже страшно, она же все чувствует.

После переправы — 12 километров до деревни Макарово.

— Стали переезжать заасфальтированное шоссе и видим: навстречу топают немцы с криками: «Шюгино! Шюгино!», — делится Мария Федоровна. — Как мы испугались! Думали, они на своем языке угрожают. Оказалось, это они с акцентом выкрикивали название деревни Васюгино. Обошлось.

В Макарово люди жили в землянках, а коров прятали по кустам.

— У одной женщины корову зарезали — горе было, — вздыхает Мария Федоровна. — Кто зарезал — неизвестно: то ли немцы, то ли наши… Тогда и среди своих бандитов хватало.

В родную деревню вернулись, когда фашисты отступили. Уходя, они забирали абсолютно все.

— Даже разобрали печки-времянки, мы их «чугунки» называли. Экономные, что ты,.. — посмеивается спустя годы Мария Федоровна.

«Будешь ящики с водкой носить?»

Справа - Марина Федоровна   

В Мончегорск уже с мужем Мария приехала в 1950-м году, к родственникам. Муж работал на шахте, а она устроилась на базу ОРСа.

— Предложили место грузчика. Думали, откажусь. Спросили: «Будешь ящики с водкой носить?» А что ж не буду? — пожимает плечами Мария Федоровна. — Я ведь в деревне и косила, и пахала — не чуралась никакой работы. А через четыре месяца меня перевели кладовщиком. У меня ведь кроме 10 классов была окончена школа широкого профиля на бухгалтера.

Работы было много, приходилось и на дом брать. Мария ставила в ноги грелку, брала карандаш в руки и делала разноску. За серьезное отношение к делу из кладовщиков ее повысили до заведующей складом швейных мехов.

— Я хоть и работала завскладом, а от подработки или, как тогда говорили, «халтуры», не отказывалась, — делится женщина. — Не хватало оклада в 80 рублей — мне еще дочке нужно было помогать. Я вдовой рано осталась — муж умер в 1967 году. Поэтому крутилась, как могла. Мясо — туши по 150 кг — с мужиками разгружала. А уж брикеты масла по 24 кг я и за тяжесть не считала, когда принимала и штабелировала.

Мончегорский ОРС кормил всю область

О том, какими были склады ОРСа комбината «Североникель» в середине прошлого столетия, наша героиня вспоминает с гордостью.

— Наш ОРС кормил всю область! Из Мурманска к нам за продуктами приезжали. А у нас всего навалом: овощи, фрукты, мясо… На рыбных складах солили рыбу — треску, зубатку. Морковь песком пересыпали, как в грядках хранили. Бывало, зайдешь в склад, где в большущих и высоченных чанах квасили капусту, солили помидоры и огурцы, так от запаха солений слюнки потекут. В огромных складах хранилось до четырех миллионов тонн овощей! Нам завбазой ОРСа говорил: «Если случится война, запасов на 100 лет хватит!». Такая хорошая база была…

Хоть сейчас иди в торговлю

На пенсию Мария Федоровна ушла в 1977-м году. Но спустя 9 лет устроилась техничкой в институт «Гипроникель» и проработала там еще 13 лет. В свои 90 она обладает прекрасной памятью и чувством юмора.

— Язык у меня так работает, что хоть сейчас иди в торговлю! Нога только больная подводит, да слуха почти не осталось, — не жалуется, а подтрунивает над собой наша героиня. — Мне для себя уже ничего не надо, а вот людям хотелось бы сказать, чтоб жили по-человечески, по закону. Мне часто не спится ночами, сижу, смотрю в окно и вижу — меньше стало пьяных, хулиганов. Так мне хочется, чтобы Мончегорск всегда был спокойным городом.

 
Ирина ВЕЛЕС. Фото Ирины ВЕЛЕС и из архива Марии Федоровны ВАСИЛЬЕВОЙ

Материалы по теме