Banner
Banner
8 мая 19:24
  • $ 91.82
  • € 98.95
Наши люди
09 мая 2014 13:52

На «Североникеле» стал родоначальником семейного экипажа

Водитель автотранспортного цеха комбината «Североникель» Владимир Павлович Галафеев положил начало настоящего семейного экипажа.

Он вместе со своими сыновьями Александром и Алексеем крутил «баранку» одного БелАЗа в автотранспортном цехе «Североникеля».

— Мы тогда работали в три смены, — рассказывает Владимир Павлович. — Охрана только удивлялась: один Галафеев смену сдает, другой принимает… Второй Галафеев смену сдает, третий — принимает. И так по кругу. Вот такой у нас был семейный экипаж.

Но это было уже под самый конец трудовой деятельности нашего героя. Он вышел на заслуженный отдых в 2004 году, проработав на комбинате «Североникель» 35 лет. А первые шаги на производстве делал в цехе карбонильного никеля (ныне отделение карбонильного никеля ЦЭН КГМК).

Первые шаги

Родился Владимир Павлович Галафеев в Мончегорске. Его отец работал сигналистом в плавильном цехе на «Североникеле», так что ответ на вопрос, где мальчик хочет работать, когда вырастет,  был очевиден. Володя тоже хотел трудиться на комбинате. Как папа.

— Вокруг комбината, как горох, были рассыпаны рабочие поселки: Малое Кумужье, Тростники, Сопча, Нюд… Жили в бараках. В одном из таких бараков вырос и я. Каждый день видел, как папа идет на работу. Когда я окончил училище, начальник моего отца звал меня в цех. Говорил, что я буду хорошей сменой, но я грезил «баранкой». Хотелось быть водителем, но в автотранспортный было не попасть, — вспоминает Владимир Павлович. —  Так я стал водителем при городской больнице и работал там до призыва в армию.

А после демобилизации молодой солдат вернулся в родной Мончегорск. На комбинат «Североникель» устроиться уже было проще. Как говорит Владимир Павлович, в 1970-х потребность в специалистах возросла неимоверно. Ведь новые цеха возводились, а старые набирали мощь. Так он и попал в цех карбонильного никеля слесарем по ремонту газовых компрессоров. Работал там целый год, а в 1971-м сбылась детская мечта — появилась возможность перевестись в автотранспортный цех водителем…

Машина за машиной, год за годом

В автотранспортный Владимир Павлович пришел по приглашению начальника цеха  Ивана Андреевича Матыцина. Душа горела, руки чесались по работе.

— Я пришел совсем молодым парнем. Мне было всего 20 с небольшим. И что удивило? Никто тебе не крикнет — эй, Вовка, Петька! Всегда только по имени и отчеству. Я удивлялся. Там многим было за 50 лет, а я только начинаю… И все равно — уважение. Это обязывало. Потом как-то это сошло на «нет». А зря — панибратство может сыграть плохую службу.

А с какой любовью Владимир Павлович рассказывает о машинах, на которых довелось работать!

— Первый мой автомобиль — ГАЗ-93, потом я перешел на ЗИЛ-555. Следующей боевой подругой стала машина МИЗ-504, а за ней и КРАЗ-256. И самым любимым стал, конечно же, БелАЗ, — вдруг заискрились глаза Владимира Павловича. Он так увлеченно рассказывает, какие огромные колеса у этих машин-тружеников, и как много делали с их помощью на вскрышных работах в карьерах. — Первые БелАЗы появились в Мончегорске в 1976 году. Мы пригоняли их из Заполярного. Сначала это были 30-тонники, а потом и 40-тонники. БелАЗы — очень выносливые машины. Мне тоже порой приходилось тяжко, особенно когда начинали делать вскрышу. Тогда была самая грязь. Машину нагрузят, и ее аж качает. А ты сидишь на высоте второго этажа… Бывало страшно. Случалось, некоторые водители просто боялись на БелАЗах работать. Но мы не трусили. Если надо было — вытаскивали друг друга потихоньку. Работали мы и на хромитовом карьере. Открывали его, давали первые хромиты. Сколько нервов потратили, сколько сил вложили — вскрыша была очень трудной. Так что мы положили начало хромитовому производству в Мончегорске. Только переработка нужна. Без нее себестоимость высокая. Была бы у нас своя обогатительная фабрика — было бы все нормально.

И построили дорогу

В 1970-е и 1980-е часто огромные машины регулярно ездили по городу — по улице Комсомольской. Это было в порядке вещей, но случались и нештатные ситуации.

— Однажды, помню, колесо уехало к четырнадцатой школе. Хорошо людей не было, так бы придавило. Колесо-то не маленькое — выше человеческого роста. Потом во избежание несчастных случаев БелАЗам запретили ездить в черте города. И тогда производственники затеяли строить грузовую дорогу в объезд, — рассказывает Владимир Павлович. — Мы через болото эту дорогу прокладывали. Кто тогда мог предположить, что потом она станет городской.

***

Строился комбинат, строился город. У них и у людей, что здесь живут, общая история и общая судьба. Их связь неразрывна. Так было всегда.

— Мы смолоду знали, что комбинат — это наше будущее, — говорит Владимир Павлович. — Знали, что будет комбинат, будем и мы. Мы росли, машины росли, заработки росли. Мы жили хорошо. Все у нас было благодаря комбинату. И сейчас также. Будет процветать Кольская ГМК, значит, и мы будем хорошо жить. Судьба такая…

 
Оксана КИТАЕВА. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА

Материалы по теме