Кнайфмейкер Александр Сысоев: «Первый нож я сделал из напильника...»
Одним из художников, побывавших в этом году на зимней арт-резиденции в поселке Никель, стал Александр Сысоев из Мончегорска.
Специализация у него довольно редкая, находящаяся на стыке искусства и ремесла: он делает авторские ножи. Недавно решил основать собственную компанию. Сам себя он называет «кнайфмейкером» и говорит, что цель его жизни – ножеделие.
На создание очередного ножа его вдохновили события арт-резиденции «Никель — Полярная ночь». Ее традиционно проводит Центр социальных проектов Печенгского округа «Вторая школа» при поддержке компании «Норникель».
— Александр, расскажите, пожалуйста, откуда пошла история вашего ножеделия?
— В детстве мне очень нравилось оружие, в 12 лет я начал делать арбалеты, пневматику. Когда дошел до «огнестрела», меня остановило понимание незаконности этих действий. Закон я нарушать не собирался и решил заниматься ножеделием. С детства смотрел на прилавки с ножами, всегда восхищался этими изделиями и решил сам попробовать. А дальше буквально зафанател этим, и дело развилось до собственного бренда. Мне хочется показать людям, что северная тематика содержится не только в каких-то традиционных ножах и сувенирке за «три рубля», но и в чем-то более эстетичном и красивом.
— А насколько авторское ножеделие вообще популярно?
— В миреэто очень развитая сфера, в России находится только в начале пути. За рубежом оно перешло в более эстетичную форму. Там можно встретить ножи, которые не выполняют прямой функции, а являются неким элементом дизайна, одежды. Вы можете зайти на сайт интернет-магазина и найти множество ножей, представляющих из себя брелоки, ювелирные украшения, всяческие подставки. И в целом наше дело будет развиваться именно в эту сторону.
— В Мончегорске вы единственный ножедел или у вас есть конкуренты?
— Если брать целевую аудиторию, ценовой сегмент, то в Мурманской области у меня нет конкурентов. Но в целом ножеделов много. Назову только пару имен. В Мончегорске трудится выдающийся оружейник Владимир Зинкевич, который делает просто невероятные вещи! Мне до него очень далеко. Думаю, он и в области самый лучший. Еще был великий мастер из Мурманска Артем Спирин. К несчастью, он не пережил эпидемию коронавируса, но его работы восхищают людей до сих пор. Великолепных специалистов много, но они работают на другой сегмент, поэтому мы не конкурируем.
— Какие навыки необходимы для создания ножа?
— Для простого — только терпение и упорство. Плюс владение болгаркой и напильником. Чтобы сделать более красивый, сложный, с соблюдением геометрии, потребуется точная слесарная обработка, нужно разбираться в дизайне, понимать, как будет располагаться нож в руке, предусмотреть углы, заточку, толщину, все, что касается параметров. Это приходит с опытом.
— Какие материалы вы предпочитаете использовать?
— Если это что-то прикладное, то материал не должен гнить. Композитный материал G10, карбон, все, что отличается высокой прочностью, малым весом и красивым видом. А если это больше в эстетическом направлении, то тут уже идет органика, которая проходит стабилизацию. Зубы мамонта, бивни мамонта, бакулюмы… И, естественно, какие-либо мутации с древесиной. Например кап, сувель.
— Какой момент в изготовлении ножа для вас любимый?
— Их два.Слесарная обработка, потому что именно тогда формируется будущий нож. Ты понимаешь, как будет выглядеть клинок. И момент, когда ты его рисуешь. То есть дизайн. Продумываешь, что он будет делать, какая у него направленность, какими будут материалы — это прямо-таки завораживает! Остальная работа более рутинная.
— Откуда вы черпаете вдохновение?
— Чаще всего заказчик задает мне параметры и сферу направления, нюансы дизайна: минимализм, либо какие-то старые взгляды на охотничьи ножи. И я просто выполняю его пожелания. А если я делаю что-то для себя, то чаще всего обращаю внимание на природу, на местность. Ориентиром может послужить какая-то картинка или фотография.
— Что вы хотите сделать по итогам арт-резиденции? Ведь вы же представили уже эскизы…
— Честно говоря, я хочу сработать нож, который будет рассказывать не только о природе Никеля, но и показывать его историю. Через фактор индустриализации, то есть связь природы и человека через… Как бы это описать?.. Ландшафт Никеля, например, очень разный. Где-то видно дома, где-то — завод. Ты смотришь на индустрию. Потом поворачиваешь голову и видишь природу. Когда мы сюда ехали, для меня это был просто восторг! Ты видишь леса, горную местность, какое-то девственное начало! И я попытаюсь все это уложить в один нож!
— Это очень интересно! Удачи вам! А теперь расскажите, пожалуйста, о самом сложном или запоминающемся ноже.
— Самый сложный нож — это самый первый. Когда у тебя совершенно нет опыта, когда ты пытаешься сделать все и сразу, не имея никаких навыков. Мой первый нож я сделал из напильника. Без какого-либо инструмента. Я обтачивал один напильник другим. Жуткое извращение. Но хоть криво, хоть косо, но у меня получилось! Потратив кучу времени и много усилий, можно что-то все-таки сделать, даже не имея опыта. Для меня это самый ценный нож, самый неповторимый!
— Вы можете дать какие-то советы людям, мечтающим заняться творчеством? Как-то их вдохновить?
— Знаете, большинство людей, которых я встречал в Никеле, занимаются невероятным творчеством, но они его очень сильно принижают. Тут, например, есть писательница, которая ведет себя чрезвычайно скромно. Вы, наверное, видели сборник ее стихов? Ее зовут Татьяна (Егорова, — ред.). Она пишет просто потрясающие стихотворения. Отлично владеет словом, но при этом явно недооценивает свой труд. Я могу посоветовать не быть слишком придирчивым к себе и просто заниматься тем, что нравится!
Беседу вели студенты Медиашколы Игоря Попова в Заполярье Савва ОБАДИН и Роман ПАНИЧЕВ, Никель
Фото Алены АФАНАСОВОЙ
***
«Медиашкола в Заполярье» — образовательный проект, инициированный «Норникелем» в городах, где работают предприятия компании. С 2016 года реализуется в Мурманской области. В 2023-2024 учебном году школьники Печенгского округа и Мончегорска изучают основы журналистики под руководством основателя медиашколы — известного российского журналиста Игоря Попова.
Материалы юнкоров медиашколы читайте в проекте «Школьники в журналистике».