Banner
Banner
15 мая 07:04
  • $ 91.36
  • € 98.67
Культура, Мир новых возможностей, События и факты
29 февраля 2024 13:49

Семь вопросов о «Мастере и Маргарите». Часть первая

Студенты Медиашколы в Заполярье придумали и задали семь вопросов о великом произведении своим учителям, сотрудникам библиотек, родителям и просто ценителям русской словесности.

О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не перестают говорить и спорить уже несколько десятков лет — с первой публикации в журнале «Москва» в 1966 году. Долгое время он, по сути, был запрещён в СССР и читали его в перепечатках, передавая друг другу пачку листов формата А4 на пару ночей. Потом произведение стало абсолютно культовым и обязательным к прочтению в среде продвинутых подростков и их родителей, потом угодило в школьную программу, что обычно не способствует росту популярности… Тем не менее, по многим опросам 2000-х годов это самый любимый и перечитываемый россиянами роман XIX-XXI веков, оставивший позади и «Войну и мир», и «Преступление и наказание»… (Вот хотя бы опрос информагентства «РИА Новости» 2009 года).

Каждая новая экранизация вызывает взрыв эмоций у его поклонников: «отлично сняли — отвратительно сняли»; «голову оторвать этому режиссёру!» (как конферансье Бенгальскому); «обязать смотреть школьников»; «запретить навсегда!»…

 Вот ровно это происходит и сейчас: новая киноверсия Михаила Локшина, идущая в кинотеатрах, спровоцировала бурю эмоций у зрителей и заставила многих вновь обратиться к любимым страницам.

Это же решили сделать и студенты Медиашколы Игоря Попова в Заполярье, придумавшие и задавшие семь вопросов о великом произведении своим учителям, сотрудникам библиотек, родителям и просто ценителям русской словесности.

***

ВОПРОС 1. Почему именно роман «Мастер и Маргарита» стал самым любимым, популярным и читаемым для русского человека?

Лариса Лебедева, учитель русского языка и литературы в гимназии №1, Мончегорск:

— Я думаю, есть несколько причин. Первая — это роман о любви. О любви обыкновенной и необыкновенной одновременно. Обыкновенность её в том, что это чувство знакомо каждому. А необыкновенность придаёт особенная мистическая история. Вместе с тем в роман вплетён и фантастический сюжет, и реальность (описана Москва первой половины ХХ века). Все сюжетные линии пронизаны искренними, знакомыми каждому чувствами.

Татьяна Чусовитина, учитель русского языка и литературы в школе №3, Никель:

— Мне кажется, для читателей роман до сих пор остаётся понятым не до конца, по-прежнему хранящим множество загадок. Я сама не нашла ответы на многие вопросы, поэтому перечитываю его снова и снова. Вот сейчас появилась новая экранизация романа — сколько споров она вызвала! И, кстати, все кинематографические версии были совершенно разными! Считаю, что очень полезно сравнивать экранизации, потому что они дают различные трактовки сюжета и могут натолкнуть на новые мысли.

В «Мастере и Маргарите» поднимается вопрос взаимоотношений добра и зла, смысла жизни. А на него никто никогда не даст полный ответ. Поэтому он будет интересен всегда, как в принципе любое произведение, содержащее философские вопросы.

Юлия Николаева, зав. отделом обслуживания Центральной городской библиотеки, Мончегорск:

— Роман Булгакова очень удачно совместил в себе сразу несколько жанров и сюжетных пластов, а также он просто пестрит интересными персонажами, за действиями и развитием которых интересно наблюдать. Ну а классикой он стал, потому что в нем поднимаются вечные темы.

Татьяна Кордюк, вожатая в школе №9, Заполярный:

— Как говорил Воланд: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж.… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Действительно, Булгаков поднял тему на все времена. Меняется время, деньги, политика, но люди остаются почти неизменны. Наверное, поэтому этот роман актуальный и понятный в любом веке.

Светлана Фрибус, журналист, Мончегорск:

«Мастер и Маргарита», наверное, единственное произведение, которое покорило меня не то что с первых строчек, а с первых букв. Началось всё с языка, с построения фраз, которые меня просто восхитили! Я окунулась в книгу, нырнула и очнулась буквально на последней странице. Это был первый роман, который меня настолько потряс. Я дочитала, немного передохнула — и почти тут же начала перечитывать сначала!

Мне он в первую очередь зашёл как роман мистический — думаю, и для многих так. Хотя там есть и любовная линия, и детектив, смесь жанров… Но всегда же интересно соприкоснуться с потусторонним миром, с нечистой силой. Это интересует и влечёт.

Ольга Салата, преподаватель истории, Мончегорск:

— Роман «Мастер и Маргарита» затрагивает многие проблемы прошлого, которые актуальны до сих пор. Он всегда современен!

Елизавета Подольская, студентка факультета журналистики Петрозаводского государственного университета, Мончегорск-Петрозаводск:

— В первую очередь из-за того, что в «Мастере и Маргарите» рассмотрены актуальные для того времени проблемы. Я имею в виду пороки общества, людей. Очень ярко показана советская Москва и её жители, например, как пагубно на москвичей влияет «квартирный вопрос».

Думаю, чрезвычайно интересна тут и атмосфера, и мистические элементы. Мы, фактически, наблюдаем за справедливым дьяволом. Нечасто враг человечества показывается с такой стороны.

Возможно, сыграл свою роль и любовный аспект сюжета. До сих пор из головы не выходит образ Маргариты, несущей в руках «отвратительные, тревожные жёлтые цветы».

Ну а мастерство автора в том, что Булгаков смог блестяще соединить эти составляющие в цельное произведение. И написал его великолепным русским языком!

Ольга Коратаева, учитель русского языка и литературы гимназии №1, Мончегорск:

— Мне кажется, роман так любим и популярен, потому что в нём поднимаются актуальные философские вопросы. Наверное, любой человек задумывается: «Для чего вообще жизнь? Что со мной будет дальше? За эту жизнь меня накажут или поощрят?». А здесь даются ответы. Потом, конечно, вопросы, касающиеся любви между мужчиной и женщиной. Тоже важно для всех. А кому-то интересны исторические темы, ведь многие интересуются историей, а в произведении и этот аспект есть. В общем, каждый в «Мастере и Маргарите» может найти своё. 

Иван Кутыков, учитель истории, Мурманск:

Мне кажется, что одной из причин популярности данного произведения является то, что его долгое время запрещали, а запретный плод сладок. Но, конечно, и аура книги многим нравится.

Марта Зайцева, журналист, Заполярный-Москва:

Думаю, дело в том, что работа читателя над романом (а мой великий преподаватель литературоведения на журфаке МГУ Елизавета Михайловна Пульхритудова считала, что вдумчивое чтение — это именно работа!) предполагает её продолжение и после того, как перевёрнута последняя страница. Это так называемый «процесс сотворчества» — наше самостоятельное додумывание, «дописывание» в голове сюжета, который так будоражит своими коллизиями. Я, скажем, много раз пыталась себе представить дальнейшее существование главных героев в «мире покоя». Не наскучат ли они друг другу, когда нет никаких других собеседников и отношений, не опостылит ли им их уютный домик с камином, как слишком замкнутое пространство, ведь вечность — это очень долго! Что будет дальше с Воландом, Бегемотом, Пилатом? Очень много можно домыслить по-своему, по-разному трактовать. Поэтому книга и цепляет такое огромное число людей.

***

ВОПРОС 2. Какой из многочисленных пластов романа является любимым лично для вас: сатирический, любовный, исторический (сцены в Ершалаиме), «художник и власть», религиозно-философский (противостояние света и тьмы) и т.д.?

Татьяна Кордюк:

Исторический пласт. Я только благодаря этому произведению поняла фразу: «Я умываю руки». Всем известная история предательства и казни Христа-Иешуа, описана так подробно, как будто автор сам был на том балконе с Понтием Пилатом и беседовал с Иешуа. А какая тут преданность ученика! Горечь… Мои любимые главы в романе!

Ольга Салата:

— Мистическая тема.

Марта Зайцева:

— В подростковом возрасте — однозначно мистика и сатира, похождения Коровьева и Бегемота. В юности, конечно, любовная линия. Потом прониклась образом Понтия Пилата, библейскими главами. А сейчас, наверное, любимое — противостояние (или взаимодействие?) добра и зла. Мне кажется, что за прошедшие века дьявол и господь перестали быть антагонистами — они скорее вдумчивые мудрые собеседники, уважающие друг друга, одинаково хорошо знающие цену этому миру, людям, со всем их несовершенством, пороками и т.д. Просто князь тьмы по определению жёстче. Но не случайно и Воланд, и Иешуа солидарны в выборе посмертной судьбы мастера и Маргариты…

Ольга Коратаева:

— Когда была школьницей, для меня самой важной являлась любовная линия. Но с тех пор я перечитала роман много раз, и теперь меня интересуют уже другие, философские вопросы про человеческое бытие. Когда ты молод, то не задумываешься над смыслом жизни, то просто живёшь, получаешь удовольствие, когда ещё не сталкиваешься с различными трудностями, бедами, например, со смертью своих близких и знакомых. Тогда философские вопросы на первый план не выходят, а вот когда ты всё это уже испытал, то, конечно, начинаешь задумываться о вечном. Мне кажется, многих людей моего возраста именно философский план интересует больше всего.

Елизавета Подольская:

— Склоняюсь к сатирическому аспекту. Сатира на актуальные для определённого времени темы — всегда интересно. И подано это красиво и едко. Автор не стесняется говорить о пороках и грехах современного ему общества.

Светлана Фрибус:

— Не любовная линия точно! И вообще Мастер и Маргарита — самые нелюбимые герои для меня. Маргарита ещё ладно, но не мастер. Мистическая тема. Мне очень нравилось наблюдать, что вытворяет в Москве Воланд со своей свитой. Как они подтрунивают над обывателями, раздают всем по заслугам. По-честному раздают — кто что заслужил. То есть мистика плюс иронический взгляд на людей, с их пороками и слабостями. В свите Воланда все очень обаятельные.

Татьяна Чусовитина:

— «Мастера и Маргариту» я читала с двух позиций: как учитель и как обычный читатель. Так вот, как обычный читатель я прежде всего обращала внимание на философию этого произведения и на любовную историю. Естественно, впервые знакомясь с ним будучи ученицей 10 класса, я интересовалась историей любви. А сейчас, когда уже 4 раза перечитала, ищу решение философских проблем. Вопросы религии, политики, мистики меня не интересуют в принципе. А вот тема любви всегда остаётся актуальной. Да и на философские вопросы я ещё не нашла ответ.

Кстати, я считаю, что в школьной программе данное произведение не совсем правильно трактуется и изучается. Потому что у учеников недостаёт жизненного опыта, чтобы все это понимать, недостаточен кругозор исторический и политический, их мировоззрение ещё не совсем сформировано. Но опыт, конечно, придёт с годами. А вообще роман учит справедливости и пониманию слова справедливость.

Юлия Николаева:

— Любимая линия — художник и власть. Хотя когда я прочитала в первый раз, мне больше всего понравилась сатирическая. Однако со временем на первый план для меня вышло именно противостояние художника и государства. Как мне кажется, именно она является центральной, основной темой.

Над материалом работали студенты Медиашколы Игоря Попова в Заполярье: Ирина Драгушевская, Юлия Кочуренко, Амалия Погодина, Ярослав Николаев (все Мончегорск), Эвелина Гладышева (Заполярный-Мурманск), Нина Смагина (Никель)

Фото Марии ГРИГОРЬЕВОЙ

Продолжение следует…

***

«Медиашкола в Заполярье» — образовательный проект, инициированный «Норникелем» в городах, где работают предприятия компании. С 2016 года реализуется в Мурманской области. В 2023-2024 учебном году школьники Печенгского округа и Мончегорска изучают основы журналистики под руководством основателя медиашколы — известного российского журналиста Игоря Попова.

Материалы юнкоров медиашколы читайте в проекте «Школьники в журналистике».

 

Материалы по теме