Banner
Banner
30 апреля 20:47
  • $ 91.78
  • € 98.03
Культура, Мир новых возможностей, События и факты
02 марта 2024 13:10

Семь вопросов о «Мастере и Маргарите». Часть вторая

Студенты Медиашколы в Заполярье продолжают задавать вопросы о великом произведении Булгакова своим учителям, сотрудникам библиотек, родителям и просто ценителям русской словесности.

Выход в кинопрокат новой экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» спровоцировал многочисленные споры в медийном пространстве и вызвал новую волну интереса к роману — его принялись заново перечитывать и переосмысливать. В связи с этим студенты Медиашколы Игоря Попова в Заполярье придумали семь вопросов, касающихся книги, и задали их любителям русской литературы и поклонникам творчества Михаила Афанасьевича.

ВОПРОС 3. Почему миссия справедливого судьи, воздающего всем персонажам по их делам, возложена именно на Воланда? На дьявола?

Татьяна Кордюк, вожатая в школе №9, Заполярный:

Мне кажется, что ему как никому видна вся сущность человека. И, не зная милосердия, Воланд может судить людей беспристрастно, видя их настоящими.

Иван Кутыков, учитель истории, Мурманск:

— Предполагаю, что это отсылка к Гёте и его произведению «Фауст».

Лариса Лебедева, учитель русского языка и литературы в гимназии №1, Мончегорск:

— Немного перефразирую Булгакова: мы бы не знали, что такое бог, не будь дьявола. Мы бы не знали, что такое свет и добро, не будь тьмы и зла. Роман написан великим писателем, но одновременно земным человеком. Как и в каждом из нас, в нём было что-то божественное и что-то от другой стороны бытия. Вероятно, это заложено в нас самой природой. Борьба человеческой противоречивой натуры с самим собой и с миром приводит иногда к тому, что через зло и тьму мы становимся светлее. И через Воланда, через тьму идёт путь к свету не одного героя в романе.

Ольга Салата, преподаватель истории, Мончегорск:

— Мы знаем, что при создании этого произведения Булгаков вдохновлялся в частности «Фаустом» Гёте», где образ Мефистофеля неоднозначен. Вот и в «Мастере и Маргарите» дьявол в большой степени не злодей, а скорее ироничный наблюдатель, который смотрит за людьми, изучает их и оценивает по делам…

Татьяна Чусовитина, учитель русского языка и литературы в школе №3, Никель:

— Если философски подойти к этому вопросу, то в образе Воланда Булгаков запечатлел самого себя. Известно, что автор наделил многими своими качествами мастера, но и в Воланде Михаил Афанасьевич тоже безусловно есть и часто доносит до нас свою позицию через него. Мы имеем право так думать, зная историческую подоплёку данного произведения, понимая, кого имел в виду Булгаков, рисуя тех или иных героев, и какой судьбы им желал… Прекращая земную жизнь мастера в финале, перемещая его из одного мира в другой, автор не уничтожает своего героя, а убивает какую-то одну сторону своей жизни.

Юлия Николаева, зав. отделом обслуживания Центральной городской библиотеки, Мончегорск:

— Автор наделил сатану чертами поборника справедливости, потому что без дьявола в этом мире не обойтись. К сожалению, в мире Булгакова добро сдаёт позиции, и в какой-то степени его функции берет на себя Воланд. «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Марта Зайцева, журналист, Заполярный-Москва:

— Воланд — отнюдь не абсолютное зло. Он представляет беспристрастное философское и этическое осмысление мира. Где-то он даже более справедлив, чем силы света.

Елизавета Подольская, студентка факультета журналистики Петрозаводского государственного университета, Мончегорск-Петрозаводск:

— Вопрос крайне сложный… Однако выскажу своё предположение. В распространённых религиозных представлениях дьявол и является тем, кто наказывает грешников. Убийцы, клеветники, предатели отправляются в ад и страдают. То есть на самом деле решение сделать Воланда справедливым судьёй довольно логично. Ведь сатана отчасти и раньше был таким, просто воспринимался негативно. Для людей, привыкших воспринимать дьявола стереотипно, как чистое зло, это могло показаться интересным и неожиданным.

Ольга Коратаева, учитель русского языка и литературы гимназии №1, Мончегорск:

— Воланд, несмотря на то, что он дьявол, делает зло во имя добра, наказывая героев, которые предают, берут взятки, пьянствуют, лгут и так далее. Думаю, Булгаков нам хотел сказать, что без зла люди не поймут, что такое добро. Поэтому эта справедливость, хоть и исходит от этого вроде бы злого персонажа, идёт на добро.

Светлана Фрибус, журналист, Мончегорск:

— А кому ещё этим заниматься — наказанием? Христианский бог милосерден, по определению должен любить людей, он не может подшучивать над ними и жёстко карать. Это миссия «тёмной стороны».

ВОПРОС 4. Кто ваш любимый персонаж в «Мастере и Маргарите»?

Татьяна Кордюк:

— Конечно, мне близка Маргарита, её любовь. Но я ничего не могу с собой поделать и моё сердце выбирает Воланда. Хотя и Коровьев… И Азазелло… Не могу выбрать!

Лариса Лебедева:

— Пожалуй, выделю Маргариту и Азазелло.

Елизавета Подольская:

— Знаю, что многим нравится Бегемот. Забавный кот, из уст которого звучат наиболее смешные и запоминающиеся фразы… Но я всё же скажу, что любимый герой — Понтий Пилат. Человек, совершивший ошибку, не сумевший поступить так, как, скорее всего, ему стоило поступить. Трагическая фигура. Ведь он хотел, чтобы освободили именно Иешуа. Внутренне он понимал, что философ должен жить, что он не виноват. Именно из-за этого его противоречия я всё-таки назову его любимым персонажем.

Татьяна Чусовитина:

— Сложный вопрос. Когда я была менее приземлённой, моей любимой героиней была Маргарита, с её романтический любовью, поддержкой Мастера. А сейчас, честно говоря, мне очень нравится кот Бегемот. Наверное, потому что мы слишком по-взрослому стали относиться к жизни, а хочется ещё немножечко побыть в том возрасте, когда в чудо веришь.

Ольга Салата:

— Однозначно кот Бегемот!

Юлия Николаева:

— Любимый персонаж — это сам автор. Раньше импонировали Азазелло, Бегемот, Гелла.

Марта Зайцева:

— Воланд, конечно!

Ольга Коратаева

— Наверное, Иешуа. Потому что он говорит правильные вещи, с которыми я согласна. У меня такая же жизненная позиция, как и у него. Я тоже считаю, что все люди добрые, что всех надо прощать, что если со злым человеком разговаривать правильно, то он поменяется. 

Светлана Фрибус:

— Любимые герои — Азазелло и Бегемот.

Иван Кутыков:

Бегемот! Ещё очень нравятся Коровьев-Фагот и Маргарита.

ВОПРОС 5. Ваш любимый эпизод в романе?

Юлия Николаева:

— Разговор Пилата с Афранием, где прокуратор даёт недвусмысленное указание убить Иуду. А также разговор Воланда и Левия Матвея, после которого дьявол по сути выполняет просьбу Иешуа о даровании мастеру и Маргарите покоя.

Татьяна Кордюк:

— Разговор Пилата с Иешуа. Их знакомство.

Татьяна Чусовитина:

— Момент, когда Маргарита стала ведьмой и обрела свободу, этот феерический полёт над Москвой, когда у человека действительно вырастают крылья за спиной. Я до сих пор помню отрывки описания этого полёта: «…холодеют щеки», «…дрожат кончики пальцев»… Мне знакомо ощущение, когда холодеют щеки и дрожат кончики пальцев! Это моё воспоминании о том, как каталась на мотоцикле со своими близкими людьми. Как и у ведьмы Маргариты, у меня развевались и запутывались волосы, как угодно и в чём угодно!

Иван Кутыков:

— Выступление Воланда в Варьете.

Елизавета Подольская:

— Эпизод с выступлением Воланда и его свиты в театре Варьете. Много сатиры и издевательств над жадными и вечно обманывающими москвичами.

Ольга Коратаева:

— Первая глава, когда на Патриарших прудах встречаются Воланд, Берлиоз и Бездомный и рассуждают о том, кто ответственный за жизнь человека, говорят, что Иисус существовал, что было добро и сейчас есть, что его всегда будет больше, чем зла.

Марта Зайцева:

— Полёт Маргариты. Просто я очень ей завидую в этот момент!

Лариса Лебедева:

— Их несколько. Очень люблю эпизод встречи Маргариты и Азазелло. Когда она сидит на скамейке в тоске и предчувствии, которые томят её. Предчувствия её не обманули. Также мне нравится эпизод в клинике Стравинского, когда Мастер рассказывает Иванушке о встрече с Маргаритой. Замечательны страницы, описывающие последние похождения Коровьева и Бегемота в Москве. Хороши эпизоды, посвящённые мучениям Пилата и его разговорам с Афранием. И, безусловно, финальные сцены: скачущие всадники на фоне тёмного неба, переплетение сюжетных линий, тьма и свет, звёзды, лунная дорожка – все лучшие краски и образы мира слились в этой концовке!

Ольга Салата:

— Любимых эпизодов три. Первый — спор Бездомного и Берлиоза на Патриарших прудах, когда к ним подсаживается Воланд, рассказывая об Иешуа, Канте и Аннушке, которая прольёт масло. Второй — когда Маргарита получает крем от Азазелло, мажется им и понимает, что с ней что-то происходит. Третий — сеанс в варьете.

Светлана Фрибус:

— Люблю два фрагмента. Первый, когда Маргарита намазалась кремом и стала ведьмой! Для меня именно в этот момент она становится настоящей. И второй, очень трогательный: когда она просит у Воланда не приносить Фриде платок, которым она задушила ребёнка. Рискуя своим собственным желанием.

Над материалом работали студенты Медиашколы Игоря Попова в Заполярье: Ирина Драгушевская, Юлия Кочуренко, Амалия Погодина, Ярослав Николаев (все Мончегорск), Эвелина Гладышева (Заполярный — Мурманск), Нина Смагина (Никель)

Фото Марии ГРИГОРЬЕВОЙ

Окончание следует…

***

«Медиашкола в Заполярье» — образовательный проект, инициированный «Норникелем» в городах, где работают предприятия компании. С 2016 года реализуется в Мурманской области. В 2023-2024 учебном году школьники Печенгского округа и Мончегорска изучают основы журналистики под руководством основателя медиашколы — известного российского журналиста Игоря Попова.

Материалы юнкоров медиашколы читайте в проекте «Школьники в журналистике».

 

Материалы по теме