Семь вопросов о «Мастере и Маргарите». Часть третья
Мы завершаем публикацию опроса, проведённого студентами Медиашколы Игоря Попова в Заполярье. Они говорили о романе «Мастер и Маргарита» с ценителями творчества Михаила Булгакова, интерес к которому всколыхнули дискуссии о новой экранизации великой книги режиссёром Михаилом Локшиным.
ВОПРОС 6. Какая цитата из романа является вашей любимой?
Ольга Коратаева, учитель русского языка и литературы гимназии №1, Мончегорск:
— Во второй главе Иешуа говорит: «Кто ниточку подвесил, тот её и оборвёт». Для меня смысл этой цитаты в том, что человек сам ответственен за свою жизнь, но не на сто процентов. Какие-то высшие силы нашу судьбу всё равно предопределяют.
Татьяна Кордюк, вожатая в школе №9, Заполярный:
— «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».
Юлия Николаева, зав. отделом обслуживания Центральной городской библиотеки, Мончегорск:
— «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?».
Татьяна Чусовитина, учитель русского языка и литературы школы №3, Никель:
— Это не просто цитата, это мой жизненный принцип: «Никогда ничего не проси у тех, кто сильнее тебя!».
Я никогда ничего ни у кого не прошу.
Светлана Фрибус, журналист, Мончегорск:
— «Помилуйте, разве я позволил бы себе налить даме водки! Это чистый спирт!».
Елизавета Подольская, студентка факультета журналистики Петрозаводского государственного университета, Мончегорск-Петрозаводск:
— «Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану».
Не могу осуждать Стёпу. Полностью понимаю его!
Иван Кутыков, учитель истории, Мурманск:
— У меня есть три любимые цитаты:
«- Я в восхищении, — монотонно пел Коровьев, — мы в восхищении, королева в восхищении!
— Королева в восхищении, — гнусил за спиною Азазелло.
— Я восхищён, — вскрикивал кот».
«Сижу, никого не трогаю, починяю примус…»
«…Рукописи не горят…»
Марта Зайцева, журналист, Заполярный-Москва:
«…Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!».
Лариса Лебедева, учитель русского языка и литературы гимназии №1, Мончегорск:
— «Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»; «Рукописи не горят»; «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
ВОПРОС 7. Почему мастер и Маргарита получили покой, а не свет?
Татьяна Кордюк:
— Мастеру и Маргарите не нужен свет. Светом для них была их любовь. А вот покой, побег от всего мира, суеты, критиков, злых языков, нужен им больше. О нем они мечтали. О вечном покое. И Воланд дал его им в награду.
Лариса Лебедева:
— Покой тоже наполнен светом. Светом размышлений, светом встреч с друзьями, которые ждут мастера, светом творчества. Покой в определённом смысле — это начало света, некое душевное равновесие, умиротворение, начало гармонии. И это всё светлые источники. Может быть, когда-то мастер, пройдя по лунной дороге дальше, неважно, с героями романа, со своей подругой или один, придёт к яркому источнику света.
Марта Зайцева:
— Потому что мастер разочаровывает и автора, и Иешуа — он не борется за своё счастье быть с любимой женщиной (бежит от неё, по сути, предавая). Не борется за счастье творить и сжигает роман на радость уродам критикам. Его добровольный уход в сумасшедший дом — капитуляция. В то время как восхождение Иешуа на Голгофу — победа. Мастер вообще представляется мне персонажем довольно аморфным. Это, конечно, не его вина. Человека сломали — и уж точно не он в этом виноват, а все те отвратительные критики, чекисты, чиновники, доносчики, «братья по перу», которых описал натерпевшийся от них Булгаков! Их полно в любую историческую эпоху… И кого бы из нас не сломали в такой ситуации?
Поэтому пусть отдыхает, наслаждаясь покоем, с любимой женщиной, но вне света.
Ольга Коратаева:
— Когда человек прожил длинную жизнь, он устаёт не только физически, но, наверное, и морально, потому что наша жизнь — очень трудная вещь. Не зря же говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти». Возможно, я так думаю из-за своего возраста, но человеку хочется покоя. А свет ослепляет, принуждает как-то двигаться. Мне кажется, желание покоя появляется от жизненной усталости.
Елизавета Подольская:
— Точного ответа я не знаю. Всё-таки это роман, где один из героев — дьявол. И именно Воланд приводит героев к Покою. Не положено тёмным силам людей к свету приводить.
А ещё я думаю, именно это им и нужно было. Покой. Покой после смерти, в любви, друг с другом. Спокойствие, без волнений. Может быть, это даже лучше света. Своего рода нирвана. Уход от душевных переживаний, которых много и при жизни. И я бы, наверное, тоже выбрала Покой. Внутренне мне бы хотелось стремиться именно к этому.
Светлана Фрибус
— Я бы выбрала свет… Не знаю. Этот вопрос остаётся для меня открытым до сих пор…
Татьяна Чусовитина:
— Покой — это не всегда плохо. Возможно, под словом покой подразумевается не смерть, а то состояние, в которое переходит измученная душа. Каким бы ярким свет ни был, душа всё равно будет бунтовать. Видимо, мастеру нужен именно покой — так посчитал Булгаков. Скорее всего он сам хотел этого покоя.
Между раем и покоем равно поставить нельзя. В свете всё равно будет какое-то движение, интриги, чувства, эмоции. Иногда человек от этого устаёт и ему хочется покоя. Как бы это странно ни звучало, покой дороже, чем свет.
Юлия Николаева:
— Потому что в мире покоя, как мне кажется, нет дьявола, а герои заслужили именно то, чтобы жить в таком мире.
Над материалом работали студенты Медиашколы Игоря Попова в Заполярье: Ирина Драгушевская, Юлия Кочуренко, Амалия Погодина, Ярослав Николаев (все Мончегорск), Эвелина Гладышева (Заполярный — Мурманск), Нина Смагина (Никель)
Фото Марии ГРИГОРЬЕВОЙ
***
«Медиашкола в Заполярье» — образовательный проект, инициированный «Норникелем» в городах, где работают предприятия компании. С 2016 года реализуется в Мурманской области. В 2023-2024 учебном году школьники Печенгского округа и Мончегорска изучают основы журналистики под руководством основателя медиашколы — известного российского журналиста Игоря Попова.
Материалы юнкоров медиашколы читайте в проекте «Школьники в журналистике».