Banner
Banner
30 апреля 18:55
  • $ 91.78
  • € 98.03
Наши люди
28 марта 2014 06:49

Жили в цехе, дружили всю жизнь…

     Ценный дар — крепкую дружбу длиною в 45 лет — преподнес мончегорке Раисе Голубевой комбинат «Североникель». И теперь она иначе, как домом родным, его не называет.

В школьные годы юная Рая — дочь известного в Мончегорске и Оленегорске, судьи Ивана Данцева, грезила пойти по стопам Мичурина и стать биологом. Сказалось образование, которое девушка получила в школе №4 (ныне одиннадцатая школа), и где она на долгие годы заучила: «Природа требует вмешательства». Но найти себя в этой науке не удалось — Раиса на долгие годы связала свою судьбу с металлургией, о чем ни разу не пожалела.

— Всем классом мы поехали поступать в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), но прошли конкурс только трое. Остальные вернулись в Мончегорск и чтобы не терять год с оценками, которые получили на вступительных экзаменах, были зачислены в техникум. Дело было в сентябре, поэтому места оставались только в группах, где учили на электриков или на специалистов горного дела. Так и получилось, что я попала на горное отделение, — вспоминает Раиса Голубева. — А в 1958-м году, по окончании техникума, я пришла устраиваться на рудник Ниттис-Кумужье. Но не поставишь же женщину бурильщиком? Вот меня и взяли специалистом — лаборантом пылевой лаборатории, где я работала до 1964-го года. А потом, когда рудник закрылся, меня в числе лучших опытных работников отправили на «передовую» — в ЦЭН-1, где я трудилась аппаратчиком до 1981-го года. И уже с 1981-го по 1987-й год, считай до пенсии, работала в ЦЭН-2 оператором.

Рассказывая про годы своей трудовой деятельности, Раиса Ивановна нет-нет, да и оговорится: «Жили в цехе». При этом женщина, которая рано потеряла мужа и осталась одна с двумя детьми, вовсе не намекает, что ей жить было негде.

— Именно жили в цехе. По-другому это никак не назовешь. Мы жили заботами и тревогами цеха и коллег. Если у кого-то неприятности, наш дружный коллектив в беде не оставлял. Такими мы были, — вспоминает Раиса Ивановна. — Надо было на двух переделах работать — работали. И в две смены работали. «Надо, Рай, надо» — просил мастер. Ну, раз надо, то какой разговор! Оставалась и на вторую смену. Как белка в колесе, но с удовольствием, с полной отдачей. Не знаю, как сейчас проходят шестичасовые смены, а у нас они пролетали как минута. Здесь нет хвастовства или преувеличения — Это было на самом деле. Так мы относились к своей работе. Пожалуй, за это и к нам было соответствующее отношение. У меня муж умер рано и поэтому мне всегда в воскресенье давали выходной, вне какого-то графика. Мастер это делал, чтобы я могла проводить время с детьми — сыном Евгением и дочерью Валерией. Вот такими человечными были наши отношения.

Цеховые вместе занимались спортом и вместе встречали праздники.

— Как-то наш начальник ходил по отделению и поздравлял нас с праздником с коромыслом на плечах. А на коромысле — ведра с вином. И каждый зачерпывал себе из них столько, сколько мог и хотел, — рассказывает женщина.

В дружном коллективе зародилась и крепкая, многолетняя дружба Раисы Ивановны с ее коллегами — Зоей Водопьяновой и Розой Сапожковой. Одно из ярких воспоминаний — совместные бдения над кроссвордами. Троица разгадывала их после работы и лишь к утру расходилась по домам. Теперь жизнь раскидала закадычных подруг: Зоя Андреевна живет в Смоленске, Роза Михайловна — в Санкт-Петербурге, а Раиса Ивановна осталась верна Мончегорску. Однако расстояние не мешает дружбе, зародившейся на производстве. Как и раньше, женщины часто общаются, обмениваются новостями и вспоминают свою трудовую юность. А помогают им в этом компьютерные технологии, которые они с успехом освоили, — давние подруги регулярно связываются по скайпу.

 
Татьяна МИХАЛКЕВИЧ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА

Материалы по теме