Светлана, можно сказать, потомственный крановщик: в этом же цехе у нее на кранах работали мама и тетя. Именно мама и настояла, чтобы дочь после окончания школы пошла в училище за рабочей специальностью.
- До сих пор вспоминаю свой первый рабочий день на практике. Мне надо было со своим наставником подняться на мостовой кран. Я сопротивлялась и говорила, что не пойду туда и в жизни там работать не буду. Тем не менее, мостовые краны сейчас мои самые любимые, - улыбается Светлана Усманова, которая с легкостью управляет как мостовыми кранами, так и специальными.
Однако наша героиня не сразу пошла в крановщики после окончания училища. Некоторое время искала себя в других профессиях. Но в тяжелые для всей страны 1990-е годы ничего лучше не нашла: на комбинате был хороший коллектив и стабильность.
- Здесь был заработок и уверенность в завтрашнем дне, поэтому и осталась в цехе, о чем не жалею, - говорит она. - А боязнь высоты со временем прошла. Кабина крана закрыта, ты сидишь, держишься за контроллеры, страх сам по себе уходит. Моя работа мне очень нравится, и сложного в профессии крановщика ничего нет, это как водить машину.
![]() |
![]() |
![]() |
Главная задача машиниста крана - безопасно переместить груз |
По словам Светланы, для машиниста крана главное - иметь хорошие слух, зрение, реакцию, а еще, как везде на производстве, уметь работать в команде.
- Работа крановщика зависит от электролизника, стропальщика. Так же, как и их работа не рассматривается отдельно от моей - все сопряжено, взаимосвязано. Мы ничего не сможем сделать друг без друга, - говорит Светлана Усманова. - Коллектив вообще занимает особое место в работе. Постоянно идет общение с людьми, под всех приходится подстраиваться. И если кто-то приходит с плохим настроением, то это может сказаться на всех. Отношение начальства тоже играет свою роль в рабочем процессе. Нас поддерживают, и это важно.
Главная задача машиниста крана - безопасно переместить груз, подчеркивает Светлана.
- Если я работаю на спецкране, то это никель, скрап, поддоны, бадьи. На мостовом - аноды, поддоны со скрапом, - говорит она. - На ваннах у нас краны специального назначения, под потолком - мостовые. Они есть и на анодной, и на катодной площадке. На каждом участке - своя работа.
За 20 лет, что Светлана работает в цехе, здесь многое изменилось - производство постоянно развивается. А сейчас в электролизном отделении и вовсе идет реализация большого инвестиционного проекта «Норникеля» - переход на новую высокоэффективную технологию выпуска никеля: на смену электрорафинированию приходит электроэкстракция.
- Конечно, непросто все это дается, но это все преходяще. Потому что общее отношение к своему делу все равно побеждает. Мы понимаем, что переход на новую технологию необходим и стараемся приложить максимум усилий, чтобы он прошел безболезненно. И понимаем, что в конечном счете, со временем, работать станет только лучше, легче.