Banner
Banner
13 мая 04:49
  • $ 91.82
  • € 98.95
Компания, Норникель
16 мая 2014 12:54

В «Норникеле» два основных принципа управления

Основополагающие принципы управления компании «Норильский никель» — устойчивое повышение отдачи на капитал и фокус на первоклассных активах.

Об этом рассказал первый заместитель генерального директора — исполнительный директор ГМК «Норильский никель» Павел Федоров в интервью изданию Коммерсантъ «Металлургия».

Основной приницп управления

— Важно отметить, что нашим основополагающим принципом управления является устойчивое повышение отдачи на капитал. Это прописано в стратегии компании и утверждено акционерами, — напомнил Федоров. — Вообще говоря, это редкость для компаний, работающих в сырьевом секторе на развивающихся рынках: многие компании ориентируются на какие-то физические показатели, кому-то важна доля рынка, иногда — EBITDA, иногда — чистая прибыль. Мы же определили, что у нас есть не только показатель того, что мы зарабатываем (операционный денежный поток), но и показатель того, какой капитал мы используем для создания результата.

По словам первого заместителя гендиректора «Норникелю» необходима периодическая переоценка производительности своих капиталов. Именно поэтому компания выходит из бизнесов, которые не являются профильными. И такой подход дает свои результаты.

— Посмотрите на пример прошлого года работы. Да, в 2013 году относительно 2012 года корзина металлов, производимых компанией, по стоимости упала на 8%. Да, в результате внешней конъюнктуры EBITDA снизилась почти на 15%. Но, несмотря на это, за счет высвобождения капитала операционный денежный поток компании в 2013 году относительно предыдущего периода увеличился в пять раз, — подчеркнул Федоров.

Принцип номер два, или Что такое первоклассные активы

Если первый принцип — повышение отдачи на капитал, то второй важный принцип — это фокус на так называемых первоклассных активах.

— Что такое первоклассный актив? Это масштабируемый прибыльный актив с долгим сроком жизни — иными словами, актив по-настоящему мирового класса. В начале десятилетия компания действительно несколько раз высказывала идею диверсификации географических рынков присутствия, диверсификации выпускаемых металлов и так далее. Для нас же диверсификация не является самоцелью, основная цель — это максимизация отдачи на капитал. Но для того чтобы эту цель реализовать, мы установили: мы не можем и не будем заниматься маржинальными проектами. В первоклассном активе есть потенциал масштабирования бизнес-модели, который и является ключом к созданию стоимости для акционеров. Если говорить о Заполярном филиале, то он дает существенно больше 90% всего показателя EBITDA компании. Кластер горнорудных и металлургических активов Заполярного филиала — это и есть наш важнейший первоклассный актив, наш основной управленческий фокус.

Что касается Читинского проекта, то он будет рассмотрен советом директоров компании. Как сообщил Павел Федоров, проведен детальный аудит проекта, отдельно изучен рынок сбыта и определена оптимальная форма финансирования. В результате проект оценивается как качественный, прибыльный проект мирового класса, удовлетворяющий критериям первоклассности.

Два бизнеса Кольской ГМК

В интервью изданию Коммерсантъ «Металлургия» Павел Федоров оценил перспективы и другого предприятия «Норникеля» — Кольской ГМК.

— В КГМК, по сути, два отдельных бизнеса, — сказал он. — Первый — это downstream (переработка), который в большой степени производственно интегрирован с Заполярным филиалом. В части переработки сцепление между Заполярным филиалом и Кольской компанией в ближайшей перспективе станет более плотным. Поэтому часть КГМК можно рассматривать как часть производственной цепочки Заполярного филиала, причем эффективную ее часть с учетом всех имеющихся альтернатив.

Другой вопрос, на который мы сегодня пытаемся найти ответ, это оптимальная стратегия развития upstream (разведка и добыча) КГМК, его соответствие критериям первоклассного актива. На этот год мы поставили достаточно серьезные цели по изменению уровня прибыльности этого бизнеса и поиску новых источников эффективности. Но сегодня еще рано делать оценки о том, является он первоклассным или нет.

***

Напомним, 19 мая «Норильский никель» представит в Лондоне актуализированную стратегию развития компании. Ее цели неизменны: повышение финансовой эффективности, сокращение издержек, достижение внутреннего корпоративного согласия. И компания по-прежнему фокусируется на развитии первоклассных активов.

 
Подготовил Евгений ДРОБНИН. Фото из архива Kn51.ru

Материалы по теме