Перейти к основному содержанию
Наверх

Интернет-издание "Кольский никель"

 

 
оформление »  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 14
  • 14

Форма поиска

  • Подписаться на новости
  • Вход
  • Регистрация
  • x

    Ежедневно в вечерние часы на ваш ящик электронной почты будет приходить небольшой дайджест наиболее значимых событий, которые произошли накануне.

ГлавнаяКомпания
  • Фотогалерея
  • Норникель
  • Мончегорск и Печенгский район
  • Норильский промышленный район
  • Забайкальский край
  • Актуальное интервью
ПромбезопасностьМир новых возможностейКомбинат добраОбщество
  • События и факты
    • Происшествия
    • Экономика
    • ЖКХ
    • Экология
    • Здоровье
    • Культура
    • Конкурсы
    СпортНаши людиПроекты
    • «Бессмертный полк»: фронтовики и труженики
    • «Норникелю 85»: год за годом
    • Весть о Победе
    • Вкусное лето
    • Дачные страницы
    • За безопасность!
    • История одной фотографии
    • Любите ли вы мышей?
    • Маршрут памяти
    • Письма Деду Морозу
    • Ретро-Новый год
    • Я помню, было в Мончегорске…
    • «Родному городу стихи слагаем»
    • «Стихи, отлитые в металле»
    • Снежный Дед Мороз - фотомодель!
    • А ты записался в Деды Морозы?
    • ЗАПОЛЯРНОМУ 60!
    • Мульткино от юных аниматоров Мончегорска
    • Юбилейный марафон у Поэтической табуретки
    • «Норильскому никелю» 80: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
    • Строки, опаленные войной
    • К 70-летию Никеля: выбери свой фильм!
    • САМЫЙ-САМЫЙ Новый год
    • Фото дня
    • Снегобум
    • Олимпийские игры глазами северян

    Сейчас читают

    « »
    «НЕзакрытие сезона»: со склона - в карнавальных костюмах и ледяной бассейн
    «НЕзакрытие сезона»: со склона - в карнавальных костюмах и ледяной бассейн
    Первый в Мончегорске фестиваль креатива был зрелищным и ярким! В субботу он собрал любителей активного отдыха из разных уголков страны на территории горнолыжного комплекса «Лопарьстан». Здесь играли в юкигассен, преодолевали бассейн, катались на горных лыжах сказочные персонажи...
    Лебеди в Мончегорске - быть теплу!
    Лебеди в Мончегорске - быть теплу!
    В выходные на озере Лумболка жители Мончегорска наблюдали первых лебедей, вернувшихся из более теплых краев. С прилетом этих птиц в Кольском Заполярья начинается настоящая весна.
    На «Лыжне "Норникеля"» сборная КГМК завоевала «серебро»
    На «Лыжне "Норникеля"» сборная КГМК завоевала «серебро»
    Сборная Кольской ГМК заняла второе общекомандное место по итогам корпоративного спортивного праздника «Лыжня "Норникеля"», завершившегося сегодня, 17 апреля, в Норильске.
    Дмитрий Степанов: «Не опасайтесь лениться. Лень - двигатель прогресса!»
    Дмитрий Степанов: «Не опасайтесь лениться. Лень - двигатель прогресса!»
    Ежегодно в России проводится конкурс «Инженер года». Этот крупнейший социальный проект в 2020 году реализован в 21-й раз. Его цель - выявить и распространить передовой опыт и достижения инженерных кадров. Традиционно в конкурсе участвуют сотрудники Кольской ГМК, и каждый год они входят в число его победителей и лауреатов. Один из них - Дмитрий Степанов - начальник пирометаллургического отдела научно-исследовательской части контрольно-аналитического центра КГМК. На конкурсе он удостоен звания «Профессиональный инженер России».
    Каким будет бренд Мончегорска?
    Каким будет бренд Мончегорска?
    Деревянная птица счастья - это Архангельск, самовар или пряник - Тула! А при упоминании чего люди могли бы сразу понять: речь идет о Мончегорске, расположенном за полярным кругом на Кольском полуострове?
    «Норникель» признан самым привлекательным работодателем в российской металлургии
    «Норникель» признан самым привлекательным работодателем в российской металлургии
    По итогам международного исследования Randstad Employer Brand Research, которое помогает выявить наиболее популярных работодателей и тренды на кадровом рынке, «Норникель» признан самым узнаваемым и привлекательным работодателем в металлургии.
    Ожившие письма войны, или Мы из будущего
    Ожившие письма войны, или Мы из будущего
    Можно ли оживить письма? Как сделать, чтобы слова незнакомого человека, написанные его близким, тронули за живое так, будто адресат - вы... Школьники Печенгского округа Мурманской области придумали, как это сделать.
    «Кому не все равно»: в Кольской ГМК повышение эффективности - работа командная
    «Кому не все равно»: в Кольской ГМК повышение эффективности - работа командная
    Корпоративная программа изменений «Кому не все равно» дает первые плоды. На предзащите проектных идей встретились представители производственных подразделений и управленцы, объединенные желанием сделать работу компании еще более эффективной, результат - качественным, а условия труда коллег - комфортными и безопасными.
    Владимир Потанин сделал прививку от ковида
    Владимир Потанин сделал прививку от ковида
    Более трех тысяч сотрудников «Норникеля» прошли вакцинацию в Норильске, еще около полутора тысяч - в Мончегорске и Печенгском округе. В числе привившихся и президент «Норникеля» Владимир Потанин. О своем опыте вакцинации он рассказал журналистам.
    Молодежь Мончегорска повышает компетенции в «ФабЛабе»
    Молодежь Мончегорска повышает компетенции в «ФабЛабе»
    Первокурсники Мончегорского политехнического колледжа стали участниками мастер-класса по конструированию и сборке 3D-принтера. Они познакомились с платформой Arduino - одной из программ для создания различных электронных устройств.
    Санаторий «Вита» готовится встречать юных северян
    Санаторий «Вита» готовится встречать юных северян
    В Кольской ГМК и ее дочерних предприятиях стартовала летняя оздоровительная кампания для детей сотрудников. В этом году эпидемиологическая обстановка позволяет организовать выезд ребят на черноморское побережье.
    Годовое Общее собрание акционеров «Норникеля» состоится 19 мая 2021 года
    Годовое Общее собрание акционеров «Норникеля» состоится 19 мая 2021 года
    Компания «Норникель» объявляет о проведении 19 мая 2021 года годового Общего собрания акционеров ПАО «ГМК «Норильский никель».
    В Мончегорске откроется ярмарка франшиз
    В Мончегорске откроется ярмарка франшиз
    Первая в истории города конференция и выставка франшиз состоится 23 и 24 апреля. На первый день запланированы выступления экспертов о мерах поддержки франчайзинга в регионе. На второй день предприниматели из разных уголков России покажут и расскажут о своих успешных бизнес-моделях.
    Лыжный марафон в Мончегорске: смотрим видео и возвращаемся в праздник
    Лыжный марафон в Мончегорске: смотрим видео и возвращаемся в праздник
    В городе металлургов в выходные поставлена точка в чемпионате России по лыжным гонкам 2021 года. По традиции здесь разыграли медали на самой длинной дистанции - 70 км свободным стилем. О том, как это было, смотрите в видеоролике.
    Мончегорская лыжня покорилась сильнейшим спортсменам России
    Мончегорская лыжня покорилась сильнейшим спортсменам России
    Мончегорске в 13-й раз принимал участников Чемпионата России по лыжным гонкам среди мужчин. Сильнейшие лыжники страны вышли на дистанцию 70 км! Неизменно в организации и проведений соревнований помогает Кольская ГМК. Благодаря усилиям компании сверхмарафонская гонка превращается в настоящий праздник спорта.
    На территорию будущих коровников в Никеле привезли первую технику
    На территорию будущих коровников в Никеле привезли первую технику
    На ферму уже завозят технику и готовятся восстанавливать хозпостройки. Бульдозер, трактор и косилку подготавливают к весенним полевым работам. На молочно-товарную ферму «Казаки на Севере» уже наняли в Печенгском округе мастеров по обслуживанию, которые займутся подготовкой техники к эксплуатации и будут поддерживать ее в рабочем состоянии.
    Новый корпус больницы в Мончегорске построят с нуля
    Новый корпус больницы в Мончегорске построят с нуля
    Он заработает уже в 2022 году. В его строительство и закупку медицинского оборудования компания «Норникель» вложит более 500 млн рублей. Сейчас разрабатывается архитектурно-планировочное решение здания.
    Иностранные ученые высоко оценили работу «Норникеля» в области экологии
    Иностранные ученые высоко оценили работу «Норникеля» в области экологии
    Представители Кольской ГМК приняли участие в ежегодном международном семинаре «Pasvikseminaret 2021», на котором познакомили коллег с работой компании «Норникель» по снижению нагрузки на окружающую среду и дальнейших планах компании.
    Мероприятия по повышению эффективности компании оценило жюри
    Мероприятия по повышению эффективности компании оценило жюри
    Подведены итоги работы малых инициативных групп в подразделениях Кольской ГМК за первый квартал 2021 года. В финале выступали авторы семи предложений.
    Владимир Потанин: «Переход к «зеленой» экономике предоставляет компании уникальную возможность стать ключевым игроком на рынках металлов»
    Владимир Потанин: «Переход к «зеленой» экономике предоставляет компании уникальную возможность стать ключевым игроком на рынках металлов»
    Об этом заявил президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью корпоративному изданию компании BCG, консультирующей крупные мировые компании в области стратегических решений.
    Курс на помощь: в «Норникеле» стартовала программа развития корпоративных волонтеров
    Курс на помощь: в «Норникеле» стартовала программа развития корпоративных волонтеров
    Развивающая программа «Ледокол» - это комплексный курс развития волонтеров компании «Норникель». Рассчитана она, как на новичков добровольческого движения, так и на тех, кто уже давно стал частью команды «Комбинат добра».
    «Декабрь, 2020»
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031   
           

    Наш опрос

    Планируете прививаться от коронавируса?

    • Предыдущие опросы
    • Результаты
    ВКонтакте
    Facebook
    Instagram
    Twitter
    Главная » Общество » События и факты » Начало круглогодичной навигации в Арктике положили 50 лет назад

    Начало круглогодичной навигации в Арктике положили 50 лет назад

    События и факты
    Норникель 85
    08.12.2020 14:08
    Начало круглогодичной навигации в Арктике положили 50 лет назад
    Начало круглогодичной навигации в Арктике положили 50 лет назад
    В ноябре 1970 года впервые в истории освоения Севморпути состоялся экспериментальный рейс из Архангельска в Дудинку. Дизель-электроход «Гижига» Мурманского морского пароходства доставил груз для Норильского комбината, а потом с его продукцией благополучно вернулся в Мурманск. Так начался важный этап в развитии круглогодичной навигации в Арктике, особая роль в котором отводится «Норникелю».

    Дело государственной важности

    Те события конца 1970 года, без преувеличения, имели государственное значение. От результатов эксперимента зависело будущее не только Норильского комбината, но и других отраслей Советского Союза. В успехе были заинтересованы нефтяники, газовики, представители минобороны.

    - Севморпуть - историческая трасса, она всегда привлекала внимание, еще с царских времен. Русанов, Седов, Вилькицкий, Колчак... - многие пытались изучать этот район. Уже в советские годы были так называемые Карские экспедиции, когда хлеб завозили в районы Сибири. Потом был поход «Челюскина», которому предстояло пройти за одну навигацию от Мурманска до Дальнего Востока. Но случилось несчастье, пароход не был готов к ледовым условиям. Ну, а с началом строительства Норильского комбината в 1935 году транспортный вопрос стал самым актуальным для необжитой тундры. Если в Мончегорске была железная дорога, то на Таймыр можно было добраться только по воде. А Енисей работал только 120 суток в году. Пробовали различные мероприятия, чтобы удлинить навигацию хотя бы на 10-15 суток, но это не решало всей проблемы. А морем можно было ходить и того меньше - 100 суток - с конца июля по начало ноября, - рассказал Kn51 заслуженный работник компании «Норникель», почетный гражданин Норильска Владимир Полищук, который в те годы работал главным инженером управления снабжения Норильского комбината и непосредственно занимался вопросами продления навигации, а затем и организации круглогодичных перевозок по Северному морскому пути.

    Работа Владимира Ивановича на разных постах отмечена многими государственными наградами: орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, орденом Почета, медалями. В 2012 году Владимир Полищук удостоился высшей награды ГМК «Норникель» - почетного знака «За трудовые заслуги» III степени.

     

    «Продленка» для большой стройки

    В конце 1960-х годов к активным действиям по развитию Севморпути подталкивали обстоятельства. Руководство страны поставило перед Норильским комбинатом задачу - практически вдвое увеличить выпуск стратегических металлов. Развернуть новое строительство и начать масштабную реконструкцию предприятий можно было только при условии постоянной и своевременной поставки материалов и оборудования.

    - Когда было открыто Талнахское месторождение, началось активное строительство Норильского комбината, по сути дела его второе рождение. Требовалось построить новый металлургический завод - Надеждинский. И тут вопрос о транспортном обеспечении стал особо остро. Не решив его, мы бы в не уложились в срок, - продолжил Владимир Полищук разговор с Kn51. - Одним из вариантов решения транспортной проблемы стало развитие хождения по Севморпути - от Мурманска и Архангельска до Дудинки. И уже в начале 1970 года в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР о строительстве Надеждиного завода одним из пунктов значилось - провести экспериментальные рейсы в район Дудинки. На основе их подготовить программу развития Севморпути. Первоначально речь шла не о круглогодичной навигации, а просто о ее продлении, хотя бы на месяц-два, до Нового года.

    Сложным оказался подготовительный период. Задействованы были многочисленные службы министерств и ведомств, научно-исследовательские институты, Мурманское морское пароходство, Архангельский морской порт. Непростые вопросы по подготовке к приему судна предстояло решить коллективу Дудинского порта. Готовились к приему грузов и на Норильском комбинате.

    Экстремально-экспериментальный рейс

    За экспериментом следила вся страна. 10 ноября 1970 года дизель-электроход «Гижига» с грузами для Норильского горно-металлургического комбината отошел от причала Архангельского морского порта. Четыре ледокола - атомный «Ленин» и дизельные «Мурманск», «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин» - вели транспортное судно во льдах Карского моря.

    В Дудинку караван пришел 19 ноября 1970 года. 800 ледовых миль от Карских ворот до столицы Таймыра пройдены за 100 часов. По этому случаю организовали митинг, играл оркестр, звучали приветственные речи, зачитывались правительственные поздравительные телеграммы...

    - Мы рассчитывали, что погода будет более мягкой для того времени года, но морозы стояли до 45 градусов, дули сильные ветры. Поэтому рейс от Диксона до Дудинки был экстремальным, по сути дела, - вспоминает Владимир Полищук. - С большими усилиями пробивалась «Гижига». Непросто пришлось Дудинскому порту: необходимо было обеспечить такие условия, при которых люди могли бы работать в сильный мороз. Решали вопрос с теплой спецодеждой. Одним словом, масса возникла проблем, которые решались уже по ходу дела. Не обошлось без ЧП. Судно, когда начало выгружаться, примерзло к причалу. Сначала на это не обратили внимание, а потом уже было поздно. Замерзла и руда для «Североникеля», которую уже на обратном пути доставили в Мурманск, выгружать пришлось почти месяц. Потом мы нашли решение, позволяющее избегать подобных случаев.

    Дудинка, январь 1973 года
    Дудинка, январь 1973 года

    Восемь лет испытаний во льдах

    Судно с продукцией Норильского комбината и рудой для «Североникеля» покинуло Дудинку 26 ноября. В столицу Кольского Заполярья дизель-электроход пришел 3 декабря. Так была написана первая страница продленной навигации на труднейшей трассе планеты - Северном морском пути. Результаты экспериментального рейса были тщательно проанализированы, обобщены и вылились в программный документ для Минморфлота, Минцветмета и ряда научно-исследовательских проектных институтов.

    - После успешного рейса «Гижиги» подобные эксперименты проводились каждый год в течение 8 лет. Это были испытания в тяжелейших условиях, караваны буквально замерзали в Карском море, неделями стояли в Енисейском заливе, не могли пробиться. Даже ледоколу «Ленину» это было не под силу, - отметил в разговоре с Kn51 Владимир Полищук. - Только в 1978 году правительство приняло решение открыть круглогодичную навигацию. К этому времени появилось новое поколение судов типа SA-15 с усиленным ледовым корпусом. Мы их называли «морковками» из-за ярко-оранжевой окраски. Очень мощные суда, которые могли самостоятельно проходить до метра во льдах, естественно у него был пневмообмыв бортов, чтобы он не смерзался с причалом. Это многоцелевые суда, могли использоваться и для военных целей, и для перевозки грузов для Норильского комбината и вывоза с него руды и файнштейна.

    Арктическая флотилия «Норникеля»

    Задача круглогодичной навигации была успешно обеспечена в дальнейшем, в 1989 году появились атомные мелкосидящие ледоколы «Вайгач» и «Таймыр». Проблема завоза грузов в планируемых объемах и вывоза продукции Норильского комбината на внутренний и внешний рынки, а также руды и полуфабрикатов для комбинатов «Североникель» и «Печенганикель» была полностью решена.

    Ледокол «Вайгач» Ледокол «Таймыр» 
    Ледокол «Вайгач» Ледокол «Таймыр»

    В 2018 году общий объем грузоперевозок по Севморпути составил 17 млн тонн, в 2019 году - 31,5 млн тонн. Одним из крупнейших пользователей СМП является «Норникель», который владеет собственным арктическим флотом. Компания его начала создавать в 2006 году. Сегодня это шесть судов усиленного ледового класса ARC7: пять контейнеровозов (каждый из них вмещает до 18 тысяч тонн груза) и один нефтеналивной танкер, способный брать на борт 15 тысяч тонн газоконденсата или жидкого топлива. Суда способны ходить среди льдов толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов. Ежегодный объем грузоперевозок составляет около 1,3 млн тонн: в основном это металлопродукция, файнштейн и прочие генеральные грузы, в том числе в контейнерах. Кроме того, у арктического флота «Норникеля» есть и социальная нагрузка - он участвует в «северном завозе» - ежегодно в Дудинку доставляется около 110 тыс. тонн продовольственных грузов и товаров народного потребления.

         

    Игорь ПЕТРОВ. Фото из книги «Легендарный поход «Гижиги»,
    «Таймырский краеведческий музей»,
    sdelanounas.ru и из архива Kn51

    * * *

    Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

    Мне нравится
    2
    Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Добавить комментарий

    358 + 802 =

    Контакты Интернет-издания Kn51.ru

    184511, Мончегорск, Мурманская область, пр. Металлургов, д. 1а, оф. 313
    Телефоны: +7 81536 7-37-13, 7-37-35. E-mail: Kn51@kn51.ru
    • Для вас работают
    • Для СМИ
    • Для читателей
    Интернет-издание Kn51.ru ©2013
    Издатель ООО "КолаНьюс"
    12+
    Копирование материалов возможно только с активной ссылкой на сайт Kn51.ru

    Ошибка в тексте:

    Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".
    Вы также можете оставить свой комментарий.