Banner
Banner
7 мая 07:14
  • $ 91.31
  • € 98.47
Наши люди
22 февраля 2021 15:00

Атмосфера, в которой хочется жить

Кому-то не хватает жизни, чтобы досконально освоить тонкости одного дела. А другой не сможет перечислить всего, чему научился за несколько лет. Людей первой категории психологи называют «дайверами», второй — «сканерами».

Самая большая проблема человека-сканера

Из когорты «сканеров» мончегорка, кладовщик компании «Печенгастрой» Елена Щетина, которая о своих увлечениях говорит так:

— Я даже не запоминаю того, что сделано. Завершила и забыла, потому что перехожу от одного к другому. Мне все интересно попробовать.

С разнообразным творчеством Елены читатели Kn51 немного знакомы. В декабре 2016-го давала мастер-класс, как за полчаса смастерить подарок к Новому году. Во время самоизоляции в апреле 2020 года она плодотворно провела время за изготовлением интерьерной куклы — крысавицы Агнессы. А месяц назад Елена представила на суд читателей прозаическую миниатюру «Лягушечка».

Если кто-то решил, что самая большая проблема человека-сканера — найти время, чтобы успеть все сделать и всему научиться, то он заблуждается! Есть еще большая сложность. А заключается она в выборе: чему отдать предпочтение в данный момент? Ведь при огромном спектре интересов, когда одновременно хочется сшить, нарисовать, свалять или написать… понять к чему тянет сильнее, ох непросто! Елена придумала, как упростить себе жизнь:

— Я составляю список и выполняю по порядку. В него вношу все, что планирую сделать, вплоть до: полить цветок, тапочки довалять, клетку крысы (домашнего питомца) почистить…

Что делать с «неправильным» финалом, или Как вырастить семейного критика?

А еще Елена всегда любила читать:

— Художественная литература мне в последе время не идет в руки. Но иногда я люблю перечитывать Ольгу Громыко. «Киборг и его лесник» — это ее очень милая книжка. Фантастику люблю. А у Ольги она легкая, с юмором.

Наша героиня не скрывает, что раньше она больше читала и даже додумывала дальнейшее развитие сюжета, если ее не устраивал авторский финал. А когда младший сын Антон еще просил сказку на ночь, материнская фантазия фонтанировала:

— Я ему перед сном всегда сочиняла новые сказки. Потом стало жалко, что все они забываются. Обидно! А некоторые же были интересные, с забавными героями.

Сейчас сыну уже 13 лет. Конечно, он сказок не просит. Теперь он выступает критиком маминых произведений, потому что Елена занялась писательством.

Несколько лет назад она попала на марафон, где обучали писательству. Выполняя задания организаторов, регулярно писала небольшие тексты и выкладывала их на свою страницу в соцсети. В отличие от некоторых других увлечений, освоенных, но забытых, «перо и чернила» по сей день востребованы нашей героиней. В данный момент она проходит очередное обучение писательскому творчеству в режиме онлайн.

— Мы собираемся в назначенное время, 30 минут пишем на заданную тему. Отправляем тексты руководителю, она их зачитывает и советует, где, что нужно отредактировать. Очень полезное занятие, — убеждена собеседница Kn51.

В группе писателей-марафонцев она прижилась, во многом участвовала, много чего написала, даже приличный по объему фантастический роман.

— Только никак не могу с ним что-то сделать. Пока отодвинула в сторону. Надо, чтобы «отлежался», потому что недочеты становятся видны по прошествии времени. Когда их поправлю, может, куда-нибудь роман отправлю, а, может, наоборот: пойму, что все совсем плохо, и отправлять его никуда не надо, — смеется Елена Щетина, однако младшему сыну доверяет первому выразить мнение о написанном.

— Поначалу я зачитывала Антону законченный кусок текста своего романа. А когда закончила писать, прочла целиком. Сын сказал, что для его восприятия развитие сюжета слишком быстрое: событий много, он любит менее динамичное течение. Просит добавить описаний чего-либо.

 

Обидка. (дела давно минувших дней)

Темы в писательской группе задаются настолько разные, что застать Елену врасплох уже, пожалуй, невозможно. Сюжеты рассказчица видит повсюду. К примеру, в ее семье живет крыса — полуторагодовалый мальчик.

 — Раньше старший сын нам «подкидывал» своих крыс. У нас есть опыт в обращении с ними, — объясняет она. — А однажды я ему в подарок валяла крысу. Нашла мастер-класс, где так забавно описывалось, как делать этого зверька: сначала достать своего, настоящего, почухать ему пузико… И так мне захотелось завести себе крысу.

Само собой, крыса стала одним из героев прозаической миниатюры.

* * *

Захожу в комнату, чтобы проинспектировать, как там Антоша уроки делает. Сидит мой детеныш, руки крендельком, весь розовый и надутый, да еще и с царапиной на носу.

— Антоша, что случилось?

— Меня Нахал за нос укусил! Я к нему в коробочку заглянул, говорю: «Поцелуй своего дедушку»…

— А почему дедушку? — совсем растерялась я.

— Потому, что его родили родители, а мы усыновили. Вот я ему туда нос сунул, а он и укусил. Я его больше никогда няшить не буду!

— Отшлепать безобразника?

Антон соглашается. Достаю крыса из коробочки. Чуть шлепаю по толстенькому заду.

— Ты зачем дедушку укусил, а?

Крысу явно стыдно, он прячется от сурового Антошиного взгляда, и вид у него оооочень виноватый.

— Антоша, прости, я же вижу плоховато, а твой носик такой розовенький, маленький, да еще и колбаской пахнет, копчененькой… ммм. — Перевожу я с крысиного на человеческий. — Я и подумал, что угощеньице прибыло. Прости меня, дружок, ну пожалуйста, прости.

Антоша всхлипнул и затер глазки:

— Мама, мне так Нахала жалко, можно я ему пузико почухаю?

Так и помирились.

 

Таро

Писательское хобби Елены Щетиной можно рассматривать в качестве связующей нити между остальными ее увлечениями. Ведь теперь за что бы новое она ни взялась, все найдет отражение на бумаге. Не так давно в ее жизнь вошли магические карты Таро.

— По утрам сложилось в привычку вытащить из колоды карту, как руководство к действию: на что сегодня обращать внимание, на что — не дано.

Интерес возник не из меркантильных побуждений, а сугубо личный. В коллекции новоиспеченной гадалки насчитывается 18 колод карт Таро и… сказка о них.

* * *

Таро — это не только ценный мех и диетическое…. Ой, о чем это я? А о том, что карты Таро можно использовать не только как магический инструмент для предсказаний, но и для развлечения, игры. Вы спросите, а не обидятся ли? Гм, не думаю. В конце концов, все любят иногда пошалить, и даже очень серьезным людям (и картам) нужна сказка. А сказка…

Так вот сказка. Что нам нужно для ее создания? В первую очередь герой. Во вторую, — задача, которая стоит перед ним. Ну, и препятствия, которые мешают выполнить данную задачу. Потому что сказка про то, как Васю послали в магазин за батоном, а он пошел и купил, не интересна. Ну, разве что лифт перенес его в соседнее измерение, и обратно вернуться без этого самого батона ну никак. А пресловутая булка растет на единственном дереве посреди озера из горячего вишневого компота и… Ну, муть конечно, поэтому оставим Васю с его драгоценным батоном и возьмем Таро.

Да-да, Таро. Пусть первая карта расскажет нам о герое. О-о, десятка мечей! Но мы же сказку сочиняем, так что для нас важен сам рисунок. А на рисунке — ужас-ужас. Там наш Вася падает вместе с разломанными мечами, крылья его порвались все и дымятся, а длинные волосы…

Стоп. Откуда у Васи длинные волосы и мечи? Вася — эльф? Ага, значит это он в наш мир попал случайно и только батон спасет его. Но пользоваться лифтом малыша-эльфа не научили, крылья ослабли без волшебной пыли, и ему пришлось взбираться по стене магазина, втыкая мечи в цементно-бетонные стены. К слову, пыли Вася нашел и много. Но она оказалась не волшебной, а чихательной. Вот так, чихая на ходу, малыш-эльф втыкал мечи в твердый бетон, пока не обломал их все. И вот летит наш герой, и ничто его уже не спасет, но вдруг…

Ой, нет. Васю точно уже ничего не спасет, потому что его жена, не дождавшись батона к чаю, взяла оставшийся дома нож и ужас-ужас. Восьмерка жезлов, но ооочень специфическая. В общем, остался наш Вася без головы. А супруга его, такая вся гордая, в халатике с оборочками, взяла его несчастную голову и унесла в эльфийский лес. И что, закончилась история нашего Васи?

Десятка жезлов. Ох, кажется, в лесу этом все умерли. Ну, или притомились очень. И спасет их только батон? А жена Васи точно была злая ведьма, которая всеми фибрами злобной души хотела уничтожить волшебный мир без посудомоек, телевизора и халатика с оборочками. Но должен же кто-то всех спасти!

Да! Пятёрка пентаклей. Великому шаману этого лесного царства очень не понравилось то, что натворила Васина жена и он расплел шарф мироздания и сплел его по новой. И бабах! Десятка чаш. Всем нежного игристого эля! Или… А может и или, но это уже совсем другая история.

А что получилось у Вас? Наверняка совсем другая сказка. Такие истории здорово сочинять с друзьями, вытягивая карты по кругу, или с детьми. А еще по получившейся сказке можно поставить спектакль. Это очень весело! Здорово было бы узнать, в какое путешествие отправился ваш герой, и достиг ли он своей волшебной цели.

 

Альбомчики

Историю о фотографиях подтолкнули сочинить пройденные курсы по изготовлению фотоальбомов.

— Альбомчики сделаны мной полностью. Для одного я даже бумагу разрисовывала сама, — улыбется Елена Щетина.

* * *

Так ли уж нужны бумажные фотографии в наш стремительный век цифровых технологий? Ведь любой удачный кадр можно размножить и отправить гулять по информационным джунглям от одного сайта к другому, получая лайки и собирая дань приятными комментариями. Они здесь и… не здесь. И такие ли уж мы настоящие на этих кусочках прожитых жизней? Несомненно, приятных и красивых, специально отобранных, но мы ли это? Узнаем ли самих себя, встретив на просторах интернета через год или пять…?

Фотография на бумаге статична, ее не покажешь большому количеству народа, только самым близким. Эти тонкие листочки несут не только запечатленный образ, но и память о руках, что их перебирали. Старые фото обживаются милыми особенностями, стареют, хорошо ли это? И чем отличается фотография, путешествующая по социальным сетям лет так десять, от уютно пролежавшей в красивой коробочке или альбоме? В голову заползает крамольная мысль, а не буду ли я отличаться на этих кадрах, уж очень разной жизнью будут жить эти два, изначально идентичные изображения?

Ой, о чем это я? Да я, в общем-то, про альбомчики… Вот наше с Антохой путешествие по парку Динозавров, здесь мы — в Йошкар-Оле, а этот альбомчик еще ожидает своего часа, он совсем-совсем волшебный, интересно во что могут превратиться фотографии, полежавшие там некоторое время… Надо попробовать!

 

Шкатулка

Какой писатель не затрагивал тему бытия? О том, что есть жизнь, Елена рассуждает в миниатюре «Шкатулка». В ней она упоминает имена своих сыновей…

* * *

Шкатулка жизни. Что в ней? Осторожно открываю плетеную крышку, немного настороженно всматриваюсь в пестрящее содержимое. Яркие камушки, блеклые камушки, черные камушки. Это и есть моя жизнь? Тянусь к ярко-желтому, такому солнечному. Интересно, что в нем спрятано? Упс, случайно задетый черный камешек рассыпался в пыль! Что было в этом забытом воспоминании? Если что-то злое или страшное, то хорошо, а если доброе? Все-таки, беру ярко-солнечный. А там, а там мы с Антохой только-только на море прилетели. Прямо из зимы. У нас сугробы, а тут зелень, и цветы, и СОЛНЦЕ. У нас никогда не бывает столько солнца. Даже плакать захотелось! Сижу, перебираю. Вот Антона в первый раз в садик привела. А это к Леше на присягу приезжала. А тут Саша горошек ел. Вилочкой. Он тогда вообще очень плохо ел. А это я, маленькая, бегу по тропинке к речке, а кругом цветы, цветы, цветы…. Ох, а что это за серый камешек? Беру в руки, и он начинает светлеть, наливаться красками. Так вот оно как? А я ведь совсем забыла…

 

Нравится процесс изучения

Сегодня Елена прививает себе привычку рисовать хотя бы по 15 минут в день — выполняет задание организаторов очередного онлайн-марафона. Когда-то она училась использовать масляные краски, а теперь — гуашь. На днях рукодельница завершила валять тапочки из шерсти.

— Мне самой больше нравится процесс изучения, познания чего-то нового. Хотя и результаты тоже радуют — самоедства у меня нет. Но есть другая проблема: я могу что-то сделать, отставить в сторону, и все — хочется двигаться дальше и дальше. Как только чему-то научусь, оно уже становится неинтересным. Может быть, это плохо. Но на работе — цифры-цифры, компьютер… А если заниматься творчеством, то невольно создаешь вокруг атмосферу, в которой очень хочется жить.

   

Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Елены ЩЕТИНОЙ

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме