Концентратушка и информатор на службе: в Кольской ГМК роботизируют производственные процессы
В КГМК введены в эксплуатацию программные роботы, которые взяли на себя часть работы сотрудников. На производстве на предприятиях компании «Норникель» такая форма автоматизации применяется впервые.
Роботизация повышает эффективность
Robotic process automation (RPA) — форма автоматизации бизнес-процессов с применением отдельно разработанных программных роботов, которые полностью или частично автоматизируют деятельность человека.
— RPA уже широко используется в «Норникеле» в секторе офисной автоматизации, кадрового учета, бухгалтерии и финансов. Но в производстве, в технологических процессах, раннее не применялось, — рассказал Kn51.ru начальник отдела развития и эксплуатации производственных систем центра автоматизации производства КГМК Александр Павлов.
— Роботизация позволяет бизнесу, производству снижать затраты и повышать эффективность рабочих процессов, а также исключать риски, связанные с человеческим фактором. Робот выполняет операции в 10-20 раз быстрее человека, не ошибается и работает круглосуточно, — подчеркнул директор департамента по инновациям и цифровым технологиям КГМК Дмитрий Санников.
Робот может запускаться как по расписанию, так и по событию, например при появлении каких-либо данных. Повышается оперативность предоставления информации, исключены ошибки, робот работает точно, правильно и быстро.
— Приведу простой пример: существуют две информационные системы – одна хранит и обрабатывает данные, другая умеет рассылать письма. Сотрудник периодически формирует отчет и отправляет его руководителю. Такую рутинную операцию можно роботизировать. В этом случае задача работа будет сводиться к следующему: он подключается к информационной системе, забирает из нее данные, приводит в соответствующий вид и посредством корпоративной почты отправляет в адрес заинтересованных лиц, — разъясняет Александр Павлов.
Пока робот выполняет рутинные операции, сотрудники могут сосредоточиться на более интеллектуальном труде. Виртуальный сотрудник может копировать, распознавать тексты, строить отчеты, работать с данными, мессенджерами, почтовыми системами и делать многое другое.
Контроль и учет – забота роботов
С марта 2023 года в Кольской ГМК ввели в эксплуатацию два программных робота. Так, в рафинировочном цехе запущен робот «Концентратушка». Такое ласковое название дали неспроста: не один месяц команда специалистов из различных подразделений компании трудилась над его разработкой.
— Основная задача «Концентратушки» — автоматическое формирование учета перемещения металлосодержащих материалов. Для реализации задействована работа трех информационных систем. В итоге взаимодействия и сбора информации формирование партии перемещения никелевого концентрата осуществляется автоматически онлайн с расчетом содержания твердого материала по утвержденной методике, — рассказал Александр Павлов.
Сотрудник тратил на эту операцию 12,5 часа в год, если считать, что он выполнял ее не отвлекаясь. Ему приходилось брать данные из одной системы, вводить в другую, а итоги подводить в третьей. Теперь все это делает робот.
— Если специалист вносил данные периодически, то робот это делает в онлайн-режиме на постоянной основе. Как только информация считывается с приборов учета в рафинировочном цехе, он проводит расчеты и отражает это в учетных системах, — поясняет Александр Алексеевич.
Второй введенный в эксплуатацию робот приносит пользу контрольно-аналитическому центру и управлению сбыта – это информатор о соответствии продукции техническим условиям.
Его задача – онлайн-контроль. Система анализирует данные аналитического контроля, сравнивает имеющиеся с данными справочников нормируемого содержания. По результатам сверки принимается решение, соответствует ли продукция техническим условиям. В случае выявления отклонений по требованиям к продукции, сообщения отправляются в адрес заинтересованных лиц с подробной информацией о партии: номер партии, время формирования, отклонения по качеству, которые выявил алгоритм.
— Раньше это делали контролеры в ручном режиме. Они должны были заходить в информационные системы, смотреть информацию, проводить анализ, соответствует ли качество продукции нормам, — пояснил Александр Павлов. — Робот повышает оперативность принятия решений и согласования отгрузки продукции потребителю.
Цифровой сотрудник
В Кольской ГМК уже оценили важность применения RPA в производстве, поэтому продолжили разработку и внедрение такой практики. На подходе еще две новинки – это робот для контроля регламента ввода при сведении баланса и программный робот «Готовушка».
Первый будет охватывать все цеха. Его задача – информировать о несоблюдении требований по своевременному вводу данных в информационные системы.
«Готовушка» будет выполнять роль цифрового сотрудника: принимать решение о переводе статуса партии «сформировано» в статус «готово». Сейчас это делает сотрудник, но есть достаточно информации, проанализировав которую робот может сделать вывод, является ли партия «готовой». Такой способ будет положительно влиять на оперативность и корректность расчетов незавершенного производства и расчетов по выпуску готовой продукции.
— Это уникальный робот, он не просто контролирует, он может принимать решение за сотрудника, — подчеркнул Александр Павлов. — Это первая практика, будем ее предварительно глубоко тестировать. Возможно, сначала введем только в режиме советчика.
— Мы не просто создали два точечных инструмента и имеем план по созданию еще нескольких, командой мы выстраиваем целое направление. Предоставляя производственникам такой инструмент, даем им дополнительный потенциал к развитию. Робот может выполнять большое количество рутинных операций, тем самым высвобождая время высококвалифицированных специалистов, — подчеркнул Дмитрий Санников.
Марина ПАПКА. Фото Артема СЕНЧЕНКОВА