Banner
Banner
10 мая 10:23
  • $ 91.82
  • € 98.95
Наши люди
07 июля 2023 18:06

Машинист мельницы Сергей Букатко: «Писатель создает не рассказ и роман, а историю»

Талант способен объединить несовместимые, на первый взгляд, занятия – писательское дело и работу в металлургической промышленности.

Сергей Букатко родился в Заполярном, окончил Мурманский гуманитарный институт по специальности «психолог» в 2004 году. Некоторое время работал в Мурманске в туберкулезном диспансере, но оплата труда не соответствовала нуждам молодого специалиста — решил вернуться в Заполярный. Пошел работать на обогатительную фабрику Кольской ГМК: сначала был машинистом окомкователя, потом пробовал себя в других направлениях, сейчас работает машинистом мельницы в отделении измельчения. Женат, счастливый отец двух дочек и обладатель белого кота Снежка с разными глазами.

Записки в стол и интернет

Писательство привлекало с детства: сначала это были отдельные заметки на листочках, рассказы в тетрадках, которые создавались «в стол» – автор не решался их кому-то показывать. Развитие писательских сообществ в интернете подарило творческим людям не только поле для самовыражения, но и изменило сам процесс создания современного литературного произведения.

– В какой-то момент я нашел сообщество в ВКонтакте, которое побудило выкладывать в сеть мое творчество, – рассказал Сергей Букатко Kn51. – Там часто проводят конкурсы: дается тема, на которую надо создать небольшой рассказ, и несколько дней для работы над ним. Обычно участники делают просто зарисовки по теме, без особого сюжета. И я понял, что мои работы нравятся людям, потому что на каждую тему старался создать пусть небольшой, но законченный рассказ, с полноценной завязкой, кульминацией и неожиданным финалом – всеми элементами литературного произведения.

— Создание истории с выраженной структурой для меня с самого начала было абсолютно интуитивным процессом, – улыбается Сергей Букатко. — Только несколько лет назад узнал, что об этом написано много литературы — русской и зарубежной. Существует множество версий классической трехактной схемы, не так все просто. Но к основному принципу я пришел именно интуитивно, потому что самому интересно так читать. Мне кажется, этот интуитивный путь изложения истории есть в каждом человеке. В писательстве, на мой взгляд, самое главное — не жанр, а история, которую рассказывает автор. Я придумываю не рассказ и не роман, а историю, которую хочу рассказать.

«Это была встряска»

Однако, несмотря на удачный старт, ни одно дело не может идти гладко и без препятствий.

— Пока писал в стол, я был более высокого мнения о своем творчестве, – улыбается автор. — А когда начал выкладывать свои произведения в сеть, поначалу все было хорошо, меня читали, и, казалось, всем нравилось. Но в какой-то момент я получил в комментариях настолько жесткую критику, что подумал: все, больше не буду писать.

— Это была встряска, – вспоминает Сергей Букатко. – Но это был честный отзыв, в котором упоминались литературоведческие термины, о которых я до этого не знал. Это побудило заинтересоваться методологией писательского дела. Между тем, такая развернутая критика начала поступать все чаще. Это было неприятно, но обоснованно, и я начал исправлять ошибки А их было немало. Работал над собой, читал специализированную литературу, статьи в писательских сообществах, и критика постепенно прекратилась. Если честно, мне и самому теперь смешно перечитывать то, что писал 5 лет назад.

— Есть много особых моментов в современной писательской среде, с которыми я не всегда согласен, – отмечает Сергей. — Например, дурным тоном считается манера вести повествование в стиле Льва Толстого – с позиции всевидящего автора. Изменился и сам русский язык, оформление художественной речи, вместо абзацев ставятся пропуски – результат публикаций в электронном виде. Нужна зрелищность, много активных глаголов. Описание персонажа сейчас – отдельное искусство. В XIX веке было нормой дать характеристику героя целым абзацем, или даже на всю страницу, теперь это называют «простыней» и считается, что читатель пропускает такие абзацы. Сейчас описание персонажа разбросано по тексту, добавляется постепенно, по черточке.

Дальнейший творческий путь

У многих авторов есть любимые писатели, на творчество которых они невольно ориентируются. Сергей Букатко выделяет Николая Носова, Рея Бредберри и Льва Толстого. Это не удивительно – собеседнику Kn51 близки и фантастическая тематика, и процесс создания литературы для детей:

— В основном пишу фантастику, но сейчас пытаюсь писать детскую и подростковую литературу. Это сложно, для детей и подростков надо писать совсем иначе. Хороших детских писателей на самом деле мало.

Сергей Букатко работает машинистом мельницы на обогатительной фабрике Кольской ГМК, и это не может не влиять на его произведения:

— Когда пишешь фантастику, неплохо знать работу реальных устройств, – отмечает он. – Случалось мне затрагивать в произведениях и рабочую тематику. В большей степени на мое творчество повлияла предыдущая деятельность в Кольской ГМК – работал в военизированном горно-спасательном отряде респираторщиком. Там видел много интересного, много почерпнул. У меня есть рассказ про спасателей, в котором выбирают самого невысокого человека и на веревке спускают в шахту. Он отчасти автобиографичный: я был самым маленьким и легким, и меня было легче всего спустить в труднодоступные места. Безусловно, рассказы, основанные на личном опыте, получаются ярче и глубже. Но невозможно писать все именно так, тогда не было бы огромного пласта литературы. Писать от лица персонажа, чей опыт чисто физически знать не можешь, сложно, но вполне реально. Есть особые писательские приемы и хитрости, заставляющие читателя поверить ощутить достоверность и реальность повествования о том, что не переживал лично. Я пробовал писать сказки от лица робота, животного. Но сложнее всего живо и реалистично передать характер обычного человека, чем выдуманного создания.

Увидеть свое произведение, напечатанное и изданное, писателям по-прежнему приятно.

— Сейчас мой рассказ «Мальчик, монета и Бог» публикуется в бумажном сборнике рассказов, не могу не похвастаться, – улыбается Сергей Букатко. — В нем собраны произведения разных авторов, объединенные одной тематикой. Это был литературный конкурс, организованный интернет-журналом «Если бы я был писателем», выигравшие рассказы вошли в сборник «Истории одной монеты». Сейчас идет верстка. До этого я публиковался только в газетах.

В жизни Сергея Букатко много увлечений, которыми занимается в свободное от работы и писательства время. Любит выжигать по дереву, лепить из полимерной глины украшения и портретные фигурки. А в ближайших планах – закончить и издать книгу, которую пишет параллельно с небольшими историями в литературных сообществах.

Дарья СОЛОВЬЕВА. Фото Дарьи СОЛОВЬЕВОЙ

 

Материалы по теме