Banner
Banner
27 апреля 05:25
  • $ 92.01
  • € 98.72
05 августа 2022 13:34

Ирина Хрящёва: «Характер во мне заложен мужской»

Не все женщины с мужским характером обязательно Вассы Железновы. Можно разделять, как принято считать, мужские увлечения, но при этом оставаться любящей женой, мамой, а еще руководителем, который заботится о благополучии своих подчиненных и остается в тени, скромно умалчивая собственные заслуги.

Таковой является героиня сегодняшнего материала — Ирина Хрящёва — участница конкурса «Талантливая женщина в добывающей отрасли — 2021», направленного на признание заслуг женщин для развития отрасли, продвижение женского лидерства, повышение престижа профессий. Организатор конкурса — сообщество Women in Mining Russia, созданное в 2020 году ведущими российскими металлургическими и горнодобывающими компаниями, включая «Норникель». Ирина Хрящёва награждена Почетной грамотой Кольской ГМК, Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ, она — Лауреат премии «Гордость компании» в номинации «Мастер года», кроме того имеет Почетную грамоту администрации Мончегорска и Благодарственное письмо Мурманской областной Думы.

Бумажки перебирать – это не мое

Весной 2022 года Ирина Хрящёва ушла на заслуженный отдых с должности дорожного мастера транспортного цеха Кольской ГМК.

С детства рассказчица обожала, как она выражается, «железки», и предполагает: так получилось оттого, что ее отец сильно хотел мальчика:

— Но родилась я. Характер во мне заложен мужской: к труду я больше склонна не к женскому, а мужскому. С мужчинами мне легко работается. Бумажки перебирать и сидеть на месте не люблю, а вот все, что связано с работой руками, с «железом» мне нравится. Люблю движение, адреналин. Например, когда в экстремальных ситуациях надо быстро соображать, как лучше сделать, что-то усовершенствовать.

Профессия Ирины косвенно имеет что-то общее с ее бывшей работой – техник-строитель. После восьмого класса собеседница по совету дяди и братьев (все они были связаны с железной дорогой) поступила в Волховский строительный техникум (Ленинградская область) на отделение изыскания строительства железных дорог.

— Специальность моя больше к геодезии относится — проектирование и строительство дорог. А в транспортный цех, тогда еще — железнодорожный комбината «Североникель», я пришла простым монтером пути. Но не сразу после обучения…

Сначала было страшно…

Молодому дипломированному специалисту, как водилось в советские времена, выдали направление на работу в Кандалакше. Шел 1985 год. Ее приняли в «Кандалакштрансстрой» — трест, в состав которого входили несколько организаций «Строительно-монтажный поезд». У одной из них прорабский участок базировался в Мончегорске, куда через три года и отправили Ирину.

— Помню, страшновато было впервые подъезжать к Мончегорску. В середине 80-ых вокруг него все было выжжено. Сейчас все ожило. Не сравнить с тем, что было – это день и ночь. Наш прорабский участок разворачивал деятельность на два города: Мончегорск и Оленегорск.Здесь мы строили станцию «Мончегорск». Когда организация закрылась, я искала работу. Многие мои коллеги ушли на комбинат «Североникель» в железнодорожный цех, и я последовала их примеру.

Подкупила стабильность

Устроиться по специальности — геодезистом, оказалось задачей не из легких, и поэтому Ирина не стала брезговать рабочей профессией: пошла в монтеры железнодорожного пути. Работа мужская, конечно, но тогда много женщин трудилось в этой сфере. Через некоторое время ее повысили до бригадира, а позже поставили мастером. Ирина не пожалела, что ушла в транспортный цех.

С предприятиями такого масштаба как «Североникель», до того ей не приходилось сталкиваться. 

— Меня многое подкупило, а потом и удержало на комбинате. В первую очередь – стабильность. А еще — люди. Они совершенно другие на севере, отличаются от жителей средней полосы России. Здесь я вышла замуж (к слову, за коллегу из транспортного цеха – Анатолия Хрящёва), у нас родились дети. Я и дочери своей — Александре советовала получать такое образование, чтобы в дальнейшем работать в Кольской ГМК. И сейчас она — начальник отдела входного контроля сметной документации и стоимостного инжиниринга департамента управления инвестиционными проектами.

И она смогла

Руководить коллективом, по мнению нашей героини, тоже в некотором роде экстрим, потому что такая деятельность связана с ответственностью за персонал.

— Всегда нужно учитывать, что выполнять работу необходимо не просто быстро и качественно, но и так, чтобы людей не уморить: все-таки у нас все тяжелое: материалы, инструмент…  

Она долго думала, прежде чем согласиться на повышение.

— Когда начальник цеха Александр Иванович Мурашкин меня вызвал и предложил должность мастера, я боялась, долго сомневалась — браться ли? Участок очень ответственный: тут и мазут, и железнодорожная станция, и перегон (соединение между станцией «Мончегорск» и путями комбината). Он меня уговорил: «Ты сможешь!». И конечно, спасибо коллективу: мне помогали ребята нашей бригады — все, кто давно работает. Сейчас я даже не представляю, что могла бы оказаться на другом месте — настолько это было мое.

Ирина Хрящёва ценит коллектив, в котором столько лет отработала, и считает не лично своей, а общей заслугой все новшества, что привели к улучшению или упрощению производства.

— Мне по жизни не встречалось плохих людей. Если и сталкивалась, то такие не задерживались рядом надолго. Ни в жизни, ни на работе. У нас не было текучки. А с мужчинами вообще легко находила общий язык. Мы придумывали какие-то механизмы, чтобы облегчить труд; что-то такое, что упрощало процесс, делало результат качественней. Обучали людей работать с тяжелой техникой. Новая техника приходила, помогали с ней разбираться, ее осваивать. Что–то дополняли, что-то машинистам подсказывали…

Летом 2020 года под руководством Ирины Хрящёвой в цехе передвинули железнодорожный путь №17.

— Изначально он пролегал рядом со зданием, где по весне из-за наледи часто возникали аварийные ситуации. Мы предложили его отодвинуть на 5 метров. Это облегчило движение особенно в зимне-весенний период.

Бояться нечего!

На конкурс «Талантливая женщина в добывающей отрасли» в номинациях «Вдохновляющий лидер» и «Наставник года» Ирину Хрящеву выдвинули коллеги. Это известие растрогало нашу собеседницу до слез:

— Очень приятно понимать, что мои заслуги на производстве высоко оценили. Тем девушкам, кто стесняется заявить о своих достижениях, если они еще колеблются — участвовать ли в конкурсе, признаюсь: я тоже боялась! Сейчас моей дочери предлагают стать участницей «Талантливая женщина в добывающей отрасли». А у нас обеих одинаковая черта: считаем, что выставлять напоказ свои достижения неудобно. Но теперь, когда конкурс позади, я понимаю: бояться нечего! В этом деле все подскажут и помогут. Девочки-участницы конкурса, с которыми мы общались, все такие деятельные. Можно обратиться даже к ним. Я уверена, каждой работнице Кольской ГМК есть что рассказать о себе. Независимо от того, на виду она трудится, или ее не заметно, все равно каждая вкладывает свою частичку сердца, труда в развитие производства. Без людей не было бы ничего. Без рук рабочих людей — тем более. Руководить — это одно, а делать что-то руками – совершенно другое. Я без своих мужчин в бригаде — никуда. Если бы они мне не помогали, то я бы ничего не сделала.

Лана КАЛИНИНА

 

Материалы по теме