Banner
Banner
26 апреля 20:24
  • $ 92.01
  • € 98.72
Ваша тема
13 октября 2015 09:36

Маленький город в большой истории

Вы любите путешествовать по своему городу? Участники краеведческой программы «Маршруты выходного дня», разработанной сотрудниками информационно-библиографического отдела Центральной городской библиотеки Мончегорска, на этот вопрос ответили положительно.

Первый парк в Кольском Заполярье

Им предложили прогуляться по родному городу и вновь открыть для себя забытые страницы его истории. Первый наш маршрут был посвящен самому любимому месту горожан во все времена – городскому парку имени С. Бровцева.

Мы прошлись по главной аллее парка, вспомнили интересные факты. Оказывается, мончегорский парк был первым в Кольском Заполярье и долгое время оставался единственным. Несколько лет он был «путешественником» по планам архитекторов, а открытие парка намечалось на 29 июня 1941 года. Однако открыли парк, вокруг которого раньше была деревянная ограда, уже после войны.

Было интересно сравнить современный вид парка с архивными фотографиями 50-70 годов. История городского парка — это история Мончегорска, ведь здесь проходили все значимые городские мероприятия.

«Железные вороны» в Монче-тундре

Не могли мы обойти вниманием и бывший поселок Монча. Вторую экскурсию по «маршруту выходного дня» посвятили истории улиц Авиационная и Безымянный ручей.

Сейчас от Авиационной улицы (раньше она называлась Саамская Набережная) мало что осталось (несколько старых домиков), в основном сейчас там лодочные гаражи и дачи. А в 1930-е годы на этой улице располагался так называемый «аэродром», работал лесхоз, стояли красивые коттеджи, в которых жили В.К. Котульский и управляющий комбинатом «Североникель» Н.Н. Воронцов.

Свое название Авиационная улица получила благодаря «железным воронам» — так саамы называли самолеты, которые появились в Монче-тундре. Летчиков же в то время называли «воздушными извозчиками», потому что они добирались до самых отдаленных районов.

Это были настоящие герои, мастера летного дела. Они летали без точных карт, у них не было радиосвязи. Приходилось ориентироваться самим по местности.  Мы вспомнили летчиков, которые работали в Монче-тундре: Пантелеймон Овчинников, Михаил Карабанов, бортмеханик Алексей Филиппов и другие.

Возвращались обратно по улице Безымянный ручей, шли заросшей улочкой, вокруг были кусты малины, еще кое-где виднелись спелые ягоды, проходили мимо старых покосившихся домиков, вновь построенных дач и даже не верилось, что в 1950-60-е годы здесь кипела жизнь. Немыми свидетелями событий того времени стали архивные фотографии, подготовленные Юрием Руденко. Участники прогулки с большим интересом их разглядывали и сравнивали с тем, что видели своими глазами, здесь и сейчас.

Загадка Левобережной

Третью экскурсию мы решили провести по маршруту улица Бредова – Ленинградская набережная. Несмотря на дождливую и ветреную погоду, наша группа прошла весь намеченный путь. И в конце экскурсии погода сделала нам щедрый подарок — выглянуло солнышко, и мы с удовольствием сделали общую фотографию на память.

А началась экскурсия с дома № 1 по улице Бредова — гимназии № 1 (бывшая школа № 18). Это здание появилось в 1965 году. Нашими консультантами были архивные фотографии, рассказывающие, как шло строительство.

У этой улочки есть своя большая история: в 1936 году был построен лесозавод, сюда сплавляли лес. Из материалов, которые выпускал завод, возводили первые брусчатые дома. Рядом образовался поселок, который также называли лесозаводом, на берегу были выстроены бараки, частные домики, сараи.

К причалу (в районе яхт-клуба) с Риж-губы подходили баржи с кварцитом, их тут же разгружали, и кварцит лежал на берегу большими грудами. Его доставляли к цехам комбината «Североникель» по железной дороге, проложенной от комбината, по Комсомольской улице, до причала.

В октябре 1964 года жители города отмечали 20-летие разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Улица Левобережная была переименована в честь Героя Советского союза Анатолия Бредова.

Проходя по улице дальше, мы даже не догадывались, какую интересную загадку приготовила нам история. На одной из фотографий, по которым ориентировались, три дома, а перед глазами — один кирпичный дом. Где же еще два? Юрий Руденко пояснил, что дома были блочные, но что-то пошло не так и их снесли. На их месте построили кирпичный дом. Вот и разгадка

Маршруты не заканчиваются

Пройдя по улице Бредова, группа повернула на Ленинградскую набережную, которая раньше называлась Левый берег. Здесь стояли бараки и частные домики. Возле домов были огороды, держали коров и коз. Многие жители имели лодки и занимались ловлей рыбы, которой в те годы в Имандре водилось много. Одна из участниц экспедиции, Людмила Щекотова, рассказала, что дети с Левого берега учились в школе № 3, а дорога проходила через густой лес (сейчас это парковая зона), а зимой и по Комсомольскому озеру бегали.

В начале 60-х годов Левый берег начали застраивать каменными домами и переименовали в Ленинградскую набережную. Это название возникло не случайно: история освоения Монче-тундры была тесно связана с городом Ленинградом. И снова фотозагадка: на одной фотографии на берегу набережной стоит баржа. Почему здесь?

Мы прошли маршрутами памяти Мончегорска. Я уверена, что в любом путешествии заряжаешься позитивом, новыми эмоциями, получаешь знания, находишь новых друзей. Начинаешь другими глазами смотреть на свой город, такой знакомый и такой загадочный. Наши маршруты не заканчиваются, снова и снова мы будем открывать для себя забытые страницы истории Мончегорска.

Заведующий сектором краеведческой библиографии
Информационно-библиографического отдела Галина Дежкина

Фото предоставила Галина Дежкина

 

Материалы по теме