Banner
Banner
19 марта 06:16
  • $ 91.98
  • € 100.24
Наши люди
19 августа 2022 11:35

Кое-что о жизни мончегорских санврачей. Татьяна Верич

Давайте честно: при слове «врач» мало кто вспоминает о враче санитарном. К тому же не всем известно, чем занимаются люди данной специальности. А ведь благодаря им, мы живем в здоровой среде.

В преддверии празднования 85-летнего юбилея города Kn51.ru предлагает читателям проект «Мончегорск: люди и профессии». Очередной рассказ о семье врачей, посвятивших свою жизнь санитарно-эпидемиологическому контролю в городе металлургов.

В молодом, строящемся Мончегорске первым санитарным врачом-бактериологом стала Татьяна Николаевна Верич. По материнским стопам пошел ее младший сын – Валерий Приймак.

Иван Федорович Приймак, Татьяна Николаевна Верич, сын Валерий. 50-ые годы

Супруга Валерия Ивановича — Людмила Сергеевна, одновременно – его коллега: помощник санврача по гигиене детей и подростков. И именно она расскажет о деятельности свекрови и о том, чем занималась сама.

На вызовы – в бричке

— Иван Федорович Приймак – отец мужа, родился на Украине в 1907 году, окончил 7 классов сельской школы. В 1937-ом приехал на Север. Сначала работал на железнодорожной станции Мурманска. А в 1938-ом окончил курсы бухгалтеров высшей квалификации в Ленинграде, и с первого ноября 1939-го его приняли на работу в Мончегорске бухгалтером в транспортно–экспедиционную контору (ТЭК) Кировской железной дороги. 

В это время он познакомился со своей будущей женой — Татьяной Николаевной Верич — круглой сиротой из детдома.

Иван Федорович Приймак и Татьяна Николаевна Верич

Девушка с дипломом врача Ленинградского медицинского института приехала в город металлургов 13 сентября 1939 года.

Татьяна Николаевна Верич 1936 год. Ленинград, учеба в медицинском институте

 Ее назначили врачом кожного отделения. Первые месяцы работала в комиссии горвоенкомата ЛОР-врачом, одновременно обслуживала вызовы терапевтов и педиатров и вела приемы в поликлинике. На вызовы выезжала вплоть до рабочего поселка Сопча на санях или в бричке на лошади.

— Часто свекровь вспоминала трогательные истории. Например, о том, как отец больного ребенка, увидев, что врач к ним пришла в стареньких ботиках, на следующий день подарил ей бурки.

В 41-ом Мончегорск обрел врача-бактериолога

Мончегорску требовался врач-бактериолог. Эта необходимость совпала с задачей народного комиссариата здравоохранения СССР укрепить врачебные участки: с 1940 года для них начали комплектовать лаборатории. Так в августе сорокового беременную Татьяну направили на четырехмесячные курсы в Ленинград специализироваться на бактериолога.

8 ноября, в Ленинграде, во время обучения у нее родился первенец Вадим! Однако молодая мать не прервала обучение. Коллеги-студенты ухаживали за ней и новорожденным.  

Через четыре месяца — 18 марта 41-го, Татьяну приняли бактериологом в лабораторию. Здание располагалось на улице Нюдовская и в двух ее комнатах планировалось организовать клиническую и бактериологическую лабораторию. Бактериологическую не успели — началась Великая Отечественная война. 

 С 4 июля 1941 года врача-бактериолога Верич мобилизовали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии: она трудилась в эвакуационном госпитале №1446 (ныне – здание лицея им. В.Сизова) 14-й армии.

— Но отработала всего четыре месяца, т.к. 8 марта 1942 у нее родился второй сын. Есть документ, подтверждающий, что Татьяна призвана по ошибке — она была беременна. Длительных декретных отпусков тогда не предоставлялось: малыша с двухнедельного возраста оформляли в ясли. Свекровь с теплотой вспоминала работников яслей: «Как родные были нам».

Уехать или остаться?

Ивана Федоровича во время войны не мобилизовали, а оставили на должности весовщика 6-го отделения службы движения по станции Мончегорск. Железная дорога подчинялась НКВД. Можно представить, степень ответственности и напряжения, которую испытывали сотрудники. А занимались они эвакуацией «Североникеля», принимали грузы для различных служб города. Нередко выезжали в Мурманский порт, куда приходили грузы по ленд-лизу, а там приходилось работать даже под бомбежками. За что, к слову, Иван Федорович был награжден медалью «За оборону Советского Заполярья». В 1946-ом его назначили на должность старшего бухгалтера ТЭК. В июле 1959-го произошло объединение Кировской и Октябрьской железных дорог. В целом на железной дороге Иван Федорович трудился 28 лет. А в 1942-ом у него возник порыв эвакуировать жену с детьми на Урал к ее родственникам. Сначала он багажом отправил родне все их вещи, а в последний момент супруги передумали: решили остаться вместе. Что ж… Посуду и одежду пришлось собирать по знакомым. У детей не было вещей, Татьяна Николаевна шила мальчикам одежду из марли, что-то давали знакомые. Дело дошло и до того, что не брезговали даже девичьими платьицами.

Валерий Иванович в 1942-1943 гг, в девичьем платьице

— Татьяна Николаевна вспоминала, что в Мончегорске взрослым во время войны выдавали талоны на обед в столовую. Часто первым блюдом шел суп с манной крупой, а на второе – манная каша. Чтобы как-то проглотить такую пищу, ее приходилось обильно посыпать красным перцем. А еще она вспоминала кашу Моро, приготовленную из поджаренной муки, которую заливали водой, чтобы разбухла.

О санитарных врачах писал «Северный металлург»

Во время войн эпидемии часто убивают людей больше, чем оружие. Учитывая это, медики в период Великой Отечественной приложили неимоверные усилия для того, чтобы избежать массовых инфекционных заболеваний. Их действия были слаженными. Так 2 февраля 1942 года Наркомздрав СССР подписал спецпостановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемиологических заболеваний в стране и Красной Армии».

О том, как профилактические работы проводились в Мончегорске, невестке рассказывала Татьяна Николаевна Верич, а Людмила Сергеевна целенаправленно листала подшивки: искала подтверждение ее рассказам в документах и статьях военного времени.

  — Сразу же в газете «Северный металлург» (теперь – «Мончегорский рабочий») появились статьи о профилактике инфекционных заболеваний: сыпного тифа, цинги, гриппа и т.д. Средний медперсонал оказывал помощь населению в отношении профилактических мероприятий. Медработники ходили по квартирам, следили за санитарным состоянием, советы давали по различным вопросам гигиены и быта. В феврале 1942 года помощник командира санитарного подразделения Р. Доценкова (так имя указано в газете) пишет в «Северном металлурге» о том, что при отряде народного ополчения есть подразделение санитарных дружинниц: «Хорошими знаниями первой медицинской помощи отличается недавно пришедшие к нам комсомолки Шура Виноградова, Кия Смирнова (в дальнейшем она до пенсии работала в санэпидстанции), Тася Панченко. В марте 1943-го в городе и районе был проведен месячник чистоты. В июне 1943-го был открыли первый пионерский лагерь для детей фронтовиков на 6 км (в районе Оленегорска), а через месяц – детский санаторий на 30 детей в центральном парке им. С.Е. Бровцева за Дворцом культуры.

Она – организатор баклаборатории Мончегорска 

После войны Татьяна Николаевна Верич продолжала работать в бактериологической лаборатории СЭС.

Коллектив бактериологической лаборатории СЭС. Т. Н. Верич вторая слева первый ряд. Они — заведующая лабораторией в 50-ые годы

Учреждение располагалось в здании горполиклиники на улице Западная (ныне — Царевского) в бараке, за гостиницей «Север». А сама СЭС — в здании военкомата за старой автостанцией на проезде Связи. В 1956-ом баклаборатория и СЭС объединились. Они переехали в специально выстроенное для СЭС типовое здание с санпропускником на Комсомольскую, 15. Некоторое время вместе с ними базировался Райздравотдел.

— По сути, Татьяна Николаевна была организатором бактериологической лаборатории города. Она заведовала санэпидстанцией и была врачом-бактериологом 38 лет — до 1977 года. Ее наградили знаком «Отличник здравоохранения». Никогда ни перед кем не возвышалась, дружила с санитарочками, лаборантами со средним образованием. До последнего ко всем обращалась по имени отчеству — старая закалка.

Династия не прерывается

В семьях обоих сыновей Татьяны Николаевны есть медики. Жена старшего – Вадима Примака (сам он был инженером в конструкторском отделе комбината «Североникель») — Надежда Федоровна, заведовала родильным отделением мончегорской больницы. Их сын Андрей отработал 26 лет врачом реанимации.

— Только есть небольшое отличие в фамилиях родных братьев. Вадима регистрировали в Ленинграде, где он в 1940-ом родился. Там невнимательная дамочка записала «Примак» — без «й». На замечание отреагировала: «Ничего страшного». Сейчас, к сожалению, ни Вадима, ни Андрея уже нет в живых. А внук Вадима окончил Санкт-Петербургский педиатрический институт и уже два года работает в Питере. Династия не прерывается. Если подсчитать общий медицинский стаж семьи Приймак в Мончегорске, он составит 160 лет!

***

В следующей части истории семьи санитарных врачей Верич-Приймак мы расскажем о Людмиле Сергеевне – невестке Татьяны Николаевны. Следите за обновлениями Kn51.ru.

Лана КАЛИНИНА. Фото предоставила Людмила ПРИЙМАК