Banner
Banner
11 мая 16:58
  • $ 91.82
  • € 98.95
Компания, Наши люди
16 февраля 2024 11:05

Вадим Меньшенин: «Я вырос на комбинате»

Более 30 лет жизни начальника центра реновации промышленных фондов департамента промышленных активов Кольской ГМК Вадима Меньшенина связано с производством. В преддверии 85-летия комбината «Североникель» он поделился с Kn51, какими были эти десятилетия для него лично и для компании в целом.

В металлурги – за романтикой

Коренной мончегорец Вадим Меньшенин по окончании 8 классов по примеру старшего брата решил выучиться на металлурга и в 1987 году поступил в Мончегорский политехнический техникум (ныне – колледж). А первое знакомство с комбинатом состоялось в 1990-м, когда студентом третьего курса проходил практику в плавильном цехе.

— Молодой парень пришел в большой дружный коллектив: новые впечатления, новые знакомства, классные наставники, коллеги. Работать — одно удовольствие. В то время начальником цеха был Евгений Сергеевич Кондырев, старшим мастером в нашем отделении — Виктор Георгиевич Максимов. Первый принимал на работу, сам бывший спортсмен и очень любил спортсменов, поэтому определил меня в бригаду, ребята которой участвовали в Спартакиаде комбината по разным видам спорта, и меня сразу вовлекли в этот процесс – еще на первой практике. А на работе натаскивали с профессиональной точки зрения, погружая во все производственные процессы. Было приятно работать в таком коллективе.

Потом было еще несколько практик, курсовые и дипломный проекты, и все они были связаны с плавильным цехом комбината «Североникель».

— Романтика работы с жидкими расплавами, огненной стихией, не могли не завлечь, не зажечь интересом и желанием работать в данном направлении, — рассказал Kn51 Вадим Меньшенин. – Но в то же время я активно занимался спортом, во время учебы в техникуме у меня пошли в рост результаты в лыжных гонках, я выступал за сборную Мурманской области. И после окончания техникума встал вопрос: куда идти? Сразу на комбинат или учиться дальше? Так совпало, что в тот момент в Мончегорске как раз открыли филиал Академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. И я, получив один диплом, практически сразу пошел за высшим образованием. Учась на дневном отделении, помимо лыж занялся биатлоном, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Но перспектива работы тренером не очень-то привлекала, поэтому, когда окончил второй курс, в 1993-м году устроился на комбинат, затем два года совмещал учебу на дневном отделении и работу на производстве.

Непростые 1990-е

Трудился Вадим Меньшенин плавильщиком в уже в хорошо знакомом ему по прохождению практик плавильном цехе.

— Непростое время было. Помню, задерживали зарплату, нам давали какие-то талоны, чековые книжки. Как-то перед Новым годом работники, объединившись вышли на улицы и стали перекрывать дорогу на комбинат. Зарплату все-таки перевели, и люди довольные встретили праздник. Да, были трудности, но на самом производстве это абсолютно никак не сказывалось: люди работали, как всегда, без оглядки на задержку зарплаты или на что-то еще. Было четкое понимание, что финансовые трудности компании никак не должны влиять на качество работы на производстве, — вспоминает собеседник Kn51. – Впоследствии ситуация заметно изменилась в лучшую сторону, уровень зарплаты поднялся, задержек больше не было, социальная обстановка в коллективах нормализовалась.

В 1995-м, получив диплом о высшем образовании, Вадим Меньшенин успешно сдал квалификационный экзамен и на производстве. И уже с высоким пятым разрядом продолжал работать в плавильном отделении практически до его закрытия – до 1998 года.

 — Когда уже было принято решение о закрытии плавильного цеха, не дожидаясь этого момента, я перевелся в рафинировочный цех на участок обжига никелевого порошка, — рассказал Kn51 Вадим Меньшенин. — Закрытие плавильного цеха для меня было первым серьезным испытанием, когда пришлось сменить работу, профессию. Но я ни разу не пожалел об этом, потому что в рафцехе было тоже чрезвычайно интересно. Коллектив не менее дружный, сплоченный. А смена технологического направления — с электроплавки на обжиг, особенно обжиг в печи кипящего слоя, — не очень распространенный на тот момент технологический процесс, это как ноу-хау было. Ну и с людьми, с наставниками мне всегда везло. Без них я вряд ли состоялся бы.

В большой семье Кольской ГМК

В ноябре 1998 года комбинаты «Североникель» и «Печенганикель» объединились в одну большую компанию – Кольскую ГМК.

— Мы стали большой семьей и, что самое главное, предприятием полного технологического цикла — от добычи руды, ее обогащения, получения файнштейна и до готовой продукции — электролитных меди и никеля. Тогда я работал обжигальщиком и такого широкого взгляда на производство у меня не было, но реально было интересно. И была радость от того, что мы теперь не переработчики сырья, а сами его добываем, обогащаем и получаем готовый металл, — говорит Вадим Меньшенин.

На участке обжига никелевого порошка собеседник Kn51 проработал два года, пока не перевелся в плавильное отделение №2 (бывший ПЦАН — плавильный цех анодного никеля). Здесь восстановил пятый разряд плавильщика, практиковался на шестой, работая старшим плавильщиком на печи ДСП-25 – до тех пор, пока в 2002-м году руководители цеха не предложили попробовать силы в работе сменным мастером, но уже в плавильном отделении №1 рафинировочного цеха. А еще через четыре года, в 2006-м, Вадим Меньшенин стал старшим мастером, но уже в плавильном отделении номер №2.

По словам Вадима Ивановича, подобные производственные перемещения между двумя плавильными отделениями с повышением квалификации, должности позволили приобрести большой опыт. Позже этот опыт пригодился при объединении этих производственных переделов, когда наш собеседник работал уже в качестве начальника плавильного отделения. Эту должность Вадим Меньшенин занимал с 2008 по 2015 годы.

И вновь повышение – следующие три года Вадим Иванович трудился главным инженером рафцеха, досконально изучив технологические процессы всех производственных переделов — начиная от участка дробления файнштейна и заканчивая производством серной кислоты. А в конце 2018-го возглавил металлургический цех, став последним его начальником, – в марте 2021 года производство меди на мончегорской промплощадке Кольской ГМК было остановлено.

Но за короткий период удалось сделать немало. Во-первых, подняли качество электролитной меди до 100% марки М00К. Во-вторых, разработали и запустили уникальный технологический передел «Участок флотации ОХР (остатка хлорного растворения)», запуск которого, в 2021 году принес дополнительную прибыль в несколько миллиардов рублей. Команда технологов под руководством Вадима Меньшенина получила авторский патент на изобретение «Способ переработки промпродуктов, содержащих драгоценные металлы, полученных при производстве катодного никеля». По итогам 2022 года Вадим Иванович признан лучшим рационализатором Кольской ГМК вместе с коллегами по разработке патента.

— После остановки металлургического цеха я возглавил организацию работ по остановке цеха, по переводу технологического персонала в другие цеха, — поделился Вадим Меньшенин. — В настоящий момент работаю начальником центра реновации промышленных фондов в департаменте промышленных активов. В прошлом году мы занимались ликвидацией зданий и сооружений металлургического цеха. В этом году главная задача нашего центра — демонтаж плавильного цеха в поселке Никель, который остановлен в конце 2020 года.

Решение о закрытии обоих этих производств для компании было непростым, но необходимым: остановка устаревших подразделений решала, прежде всего, экологические вопросы. 

— После закрытия металлургического цеха в Мончегорске выбросы снизились на 50 процентов, в поселке Никель после остановки плавцеха – на 99 процентов, — отметил Вадим  Меньшенин. – Когда металлургический цех работал, так называемые низовые крышные газы периодически распространялись в сторону города и ухудшали атмосферу. Сейчас же такого практически нет. Это, естественно, сказывается и на зеленых насаждениях на территории компании и вокруг нее. Три года назад вдоль металлургического цеха высадили зеленую траву, и она прижилась. Прошлым летом деревья посадили – яблони и сирень — как раз напротив цеха.

Улучшение экологии благоприятно отражается на природе. Вадим Меньшенин рассказывает, что в лесу, на лыжной трассе, где он любит тренироваться и совершать лыжные прогулки, появились лисы и зайцы.

— В этом году просто какое-то нашествие лис, хотя раньше я их вообще у нас не встречал, — говорит Вадим Иванович. — Плюс зайцы. За свои 50 лет жизни лет я практически не видел их в наших лесах, сейчас несколько раз попадались. Думаю, если лисы и зайцы появляются, значит, состояние окрестных лесов улучшается.

Жить и работать в надежной компании

Конечно, для профессионального роста, работы на руководящих должностях Вадиму Ивановичу одного диплома об окончании Академии физкультуры было явно недостаточно, и он постоянно повышал свое образование. Без отрыва от производства о окончил Санкт-Петербургский горный университет по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств в металлургии». Кроме того, по инициативе руководства Кольской ГМК прошел президентскую программу подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации и обучение в Московской школе управления «Сколково».

В то же время собеседник Kn51 не оставляет спортивное направление: курирует лыжные гонки в Кольской ГМК, формирует и представляет команду на корпоративных стартах «Лыжня Норникеля», где сборная КГМК неизменно борется за победу. Является членом оргкомитета Чемпионата России по лыжным гонкам среди мужчин на дистанции 70 км, участников которой из года в год принимает Мончегорск. Вадим Меньшенин также активно участвует в жизни города и уже второй созыв подряд является депутатом Совета депутатов Мончегорска.

— Мне все было интересно и практически каждый год-два появлялась какая-то новая ступенька, новые знания, расширялся кругозор. Ну и при этом увеличивалось количество людей в подчинении, то есть становилось больше ответственности, ставились большие задачи, которые необходимо было решать. Сейчас, с закрытием плавильного цеха в Никеле и металлургического – в Мончегорске, немного поменялась конфигурация производства, но на качестве работы и объемах выпуска готовой продукции компании это не сказалось, — говорит Вадим Меньшенин. — Кольская ГМК — это чрезвычайно дружный коллектив, работающих на трех производственных площадках. Мы один из крупнейших в мире производителей цветных, драгоценных редкоземельные металлов. Сырьевая база Заполярного филиала «Норникеля» позволяет нам понимать, что Кольская ГМК имеет огромный потенциал для развития производства, мы на многие годы вперед обеспечены сырьем, чего нет у наших конкурентов в других странах, и к тому же сырьем первоклассным, с большим содержанием цветных и драгоценных металлов. Наша линейка металлов очень широка, и если конъектура на рынке меняется, какие-то металлы в цене падают, то другие обязательно растут. В итоге с точки зрения финансовой устойчивости наша компания из всех производителей никеля и меди, наверное, самая надежная. Вот поэтому мы с удовольствием работаем в Кольской ГМК, живем в Мончегорске и не планируем никуда переезжать и менять сферу деятельности. Я вырос на комбинате «Североникель» и многие годы посвятил Кольской горной металлургической компании. Есть выражение «работа – второй дом». Я же говорю просто: «Работа и моя семья – это мой дом». Это и есть моя жизнь. А коллеги, сотрудники, с кем посчастливилось вместе работать — это все члены большой семьи, дружного коллектива Кольской ГМК.

Игорь ПЕТРОВ. Фото Алены АФАНАСОВОЙ, Кристины КОНЯХИНОЙ,
Артема СЕНЧЕНКОВА, Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА из архива Kn51

***

Мы всегда рядом! Следите за новостями в официальных группах Kn51 в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Дзен» и мессенджере «Телеграмм».

 

Материалы по теме