Banner
Banner
27 апреля 01:54
  • $ 92.01
  • € 98.72
Ваша тема, Мир новых возможностей
26 мая 2022 11:31

Ольга Расторгуева: «Трудно расставаться с учениками. Но детей нужно отпускать»

В каждом городе, даже самом маленьком, есть неприметные на первый взгляд люди, которые делают его лучше. С такими людьми и поговорили участники проекта «Медиашкола в Заполярье». Одной из собеседниц юнкоров стала преподаватель Детской художественной школы №2 Заполярного Ольга Расторгуева.  

Обычно эти люди сами этого не осознают, просто тихо выполняют свою привычную работу от души, от сердца, на совесть, потому что так мама учила… Сидя за рулем автобуса, стоя у классной доски, склоняясь над новорожденным младенцем в роддоме… Они хотят, как лучше, делают нашу жизнь лучше, и город их усилиями становится лучше – уютнее, добрее, счастливее…

***

Ольга Михайловна Расторгуева уже 22 года работает преподавателем в Детской художественной школе № 2 города Заполярный. У нее педагогическое образование, диплом преподавателя рисования и черчения. Окончила Костромской государственный педагогический университет имени Н. А. Некрасова. А потом подалась к нам, на север…

Ольга Михайловна, а вы знаете, где сейчас ваши выпускники? Вы поддерживаете с ними связь?

— Не со всеми, только с самыми последними выпусками. Все, с кем поддерживаю связь, сейчас учатся в институтах, в разных городах: и в Санкт-Петербурге, и в Великом Новгороде, и в Мурманске. С выпускниками пересекаюсь не часто, иногда списываемся или созваниваемся. Скучаю по ним, помню многих ребят. Особенно тяжело давался первый выпуск. Но детей нужно отпускать, это приходит с опытом.

Какие, на ваш взгляд, вы имеете достижения, как преподаватель?

— Поступление детей в художественные вузы я приписывать к своим достижениям не могу. То, что они туда попали, – это их труд. Я лишь подталкивала ребят, направляла. Если они в будущем смогут зарабатывать рисованием себе на жизнь, будет замечательно. Смысл в том, что, если ты никого не заинтересовал в творчестве так сильно, – значит ты бессмысленно работал, поэтому я рада за каждого ребенка, который смог поступить на художественную специальность. В этом и заключается моя цель – показать детям, что есть другой мир, мир искусства. Художественная школа помогает расширить кругозор. Любое образование, касающееся культуры, очень хорошо развивает. Поэтому, даже если ребенок не станет художником, у него будет богатый внутренний мир, и это позволит ему понимать искусство, развиваться в этом направлении. В человеке должна быть воспитана внутренняя культура, все остальное не так важно. Некоторые дети получают здесь профессию, как и я сама когда-то получила. Я пришла в художественную школу, совсем не намереваясь рисовать. За четыре года обучения решила, что пойду работать дальше в этом направлении. Поэтому я думаю, что художественная школа играет большую роль для детей.

Знаю, что вы участвуете в разных городских проектах…

— Да, постоянно, так часто, что иногда не успеваем. Один из нынешних – художественное оформление крытой автобусной остановки на автостанции. Сейчас дети из старших классов готовят эскизы. Позже из них будет собрана готовая работа, которую перенесут на стены остановки.

Чем вам нравится ваша работа?

— Тем, что каждый день — новый. Нет рутины. Ни одно занятие не повторяется, один и тот же материал через неделю оказывается творчески переосмыслен, и я думаю о нем по-другому. Этот процесс идет даже в нерабочее время. Работа не надоедает, когда она действительно интересная. Так что в моих планах работать с детьми, пока хватит сил.

Какого художника вы могли бы выделить? Кто вам больше нравится?

— Пожалуй, Константин Коровин. Его часто называют «русским импрессионистом» за манеру письма. Коровин интересен тем, что для него вопрос «как писать?» стоял гораздо выше, чем вопрос «что писать?». Он считал, что любой мотив заслуживает внимания, если содержит в себе хоть искру красоты. Поэтому художник так любил писать солнечное освещение в своих работах. Его живопись по-настоящему вдохновляет меня.

Есть ли картины, которые перевернули ваши взгляды?

— Меня в этом плане поразили полотна Михаила Врубеля в молодости. Помимо того, что в его работах у людей очень необычные лица, больше всего впечатляет мозаичность мазка. Его граненая живопись притягательная и одновременно пугающая, с ее демоническими сюжетами. Врубель провел много времени за поиском особой техники для своих работ. Мастер искал пластическое выражение своих идей и, в конечном итоге, добился своего. Что странно, у Врубеля нет подражателей. У него были ученики, но подобной манеры живописи больше ни у кого не было, поэтому его ни с кем не спутать. Многим людям и сейчас интересно рассматривать его завораживающие холсты таких внушительных размеров.

А из современных художников кто-то вам интересен?

— Сейчас их море. Скорее всего, каких-то конкретных имен не назову, знаю лишь преподавателей, к которым я обращаюсь. Это Александр Рыжкин, Олег Торопыгин и другие. Проблема в том, что пока мы не зайдем в интернет и не начнем смотреть всех подряд, мы никого не узнаем. Существует много художественных салонов – частных заведений, где современные живописцы организуют собственные выставки. Но о них могу сказать мало, так как в большинстве своем они существуют только в интернет-пространстве и не занесены в энциклопедии, не признаны. Чтобы знакомиться с современным творчеством, нужно посещать их выставки, но, к сожалению, в Заполярном они не проходят. Современное искусство не хрестоматийное, очень смелое, новое. Художественные приемы так разнообразны, так много авангардных стилей и направлений — это не может не радовать.

Существует известное выражение «художник должен быть голодным», согласны ли вы с ним?

— Художник должен быть голодным, когда трудится над новым произведением, но потом его надо за работу накормить. J Вечно художник голодным быть не должен. Откуда взялась фраза, доподлинно неизвестно, скорее всего, ее можно трактовать так: если творец сытый и хорошо живет, ему не хочется работать, но, когда он знает, что от картины зависит его заработок, он вкалывает интенсивнее. Были гениальные люди, которые всю жизнь голодали, писали картины и не могли ничего продать, как, например, Ван Гог. Все заработанные деньги он тратил на краски, холсты и другие принадлежности. Его труд не помог ему, так как признания при жизни он не получил, но помог его потомкам, сумевшим продать его шедевры. Так что я считаю, что художник все же должен быть сытым.

Анастасия МАЛАЕВА, Заполярный

***

«Медиашкола в Заполярье» — образовательный проект, инициированный «Норникелем» в городах, где работают предприятия компании. В этом сезоне старшеклассники Печенгского округа и Мончегорска изучают основы журналистики под руководством основателя медиашколы – известного российского журналиста Игоря Попова.

Материалы юнкоров медиашколы читайте в рубрике «Школьники в журналистике».

 

Материалы по теме