Banner
Banner
26 апреля 10:55
  • $ 92.13
  • € 98.71
Ваша тема, Мир новых возможностей
04 мая 2020 13:44

Ногами, шваброй и фотокамерой зарабатывают деньги школьники Заполярья. Часть 2

Когда речь заходит о чем-то материальном, зачастую выясняется, что запросы у современных школьников схожи: компьютер, телефон, велосипед… И источники финансирования у них, как правило, классические — семейный бюджет либо подработка. Студенты Медиашколы в Заполярье рассказывают о том, как зарабатывают подростки Мончегорска, Норильска, Дудинки…

* * *

Во время уборки привидений не видела!

Текст: Аполлинария ШУСТРОВА, Мончегорск

В маленьких городах подростку непросто найти себе работу. Но можно.
Анжелике пятнадцать лет. Она убирает съемные квартиры.

— Как ты нашла свою подработку?

— Мамина подруга — риелтор. Сдаёт квартиры. Как-то она предложила подработать маме, но онане смогла прийти, и мне пришлось ее подменить. С тех пор этим и занимаюсь. Я хожу убирать квартиры раза два в месяц. Когда риелтору требуется моя помощь, она пишет мне в соц. сетях, и я принимаю заказы. Мы с ней встречаемся, она отдает мне ключи, затем я иду убирать квартиру. Иногда риелтор меня подвозит. Кстати, не всегда просто открыть замок в квартиру — бывает, я не понимаю, в какую сторону крутить. Максимальное количество квартир, которые я убрала за день, — три.

— Каковы расценки?

— Однокомнатная — 500 рублей, двухкомнатная — 1000 рублей и так далее. Попадаются квартиры в очень запущенном состоянии, тогда мне доплачивают.

— Что входит в уборку и где ты берешь приспособления для неё?

— Обычно — мытье полов, раковины, ванны и посуды, вытирание пыли и грязи. Иногда мне привозят пылесос. После себя жильцы оставляют продукты и мусор, которые я выбрасываю. Уборка занимает около 30 минут. Если квартира сильно загрязненная, могу провозиться дольше

— Мешает работа учебе?

— Нет. Я выбираю удобное для себя время.

— Какие трудности?

— Жильцы часто оставляют после себя еду, из-за которой в квартире стоит отвратительный запах. Когда помещения сильно загрязнены, не могу понять, с чего начать. В какие-то моменты бывает очень противно. Иногда не выдают веник с совком, иногда веник очень маленький, и убираться крайне неудобно. У меня аллергия на воду, поэтому, чтобы избежать зуда и болезненных ощущений, я всегда использую перчатки.

— Можно ли сказать, что эта работа тебе нравится?

— Да нет, конечно, что там любить-то? Но с точки зрения финансов подработка вполне меня устраивает. У меня было такое, что я отказывалась от заказов, но это потому, что у меня было плохое настроение и наводить порядок в чужих домах совсем уж не хотелось.

— Что ты убираешь лучше: свою квартиру или чужую?

— Разумеется, дома я убираюсь намного лучше, но это в основном из-за мамы. Хотя иногда квартиры бывают в таком состоянии, что приходится хорошо попотеть. Да нет, на самом деле убираюсь одинаково — и там, и там.

— Тебе не лень?

— Совсем нет. Включаю музыку и, можно сказать, так своеобразно отдыхаю от учёбы.

— Страшно оставаться в чужой квартире?

— Нет. Особенно когда музыка играет — это создает приятную атмосферу.

— Приведений видела?

— Нет, и даже о них не думала. Обычно квартиры уютные.

— Риелтор проверят твою работу?

— Нет, квартиры сразу сдаются.

— Как ты получаешь зарплату?

— Мне ее отдают заранее.

— То есть они не боятся, что ты их кинешь?

— Понятное дело. Это же мамина подруга! Как я могу ее кинуть? Это бесчестно, да и не выгодно. Я же потеряю доверие.

— Бывали какие-нибудь приятные случаи?

— Однажды я пришла убираться, а там практически ничего делать не надо, помещения в прекрасном состоянии. Но это был единственный подобный случай.

— Другие подработки у тебя были?

— Да, только непостоянные. Я мыла машину, красила пол и собирала ягоды на даче.

— А зачем ты вообще подрабатываешь?

— Ради денег, конечно. Я их коплю, а потом трачу на одежду, косметику или на что-нибудь вкусненькое.

* * *

На листовках и газетах много не заработал

Текст: Александра ЩЕЛКУНОВА, Норильск

Норильчанину Владу Колеснику сейчас семнадцать лет, а подрабатывает он с тринадцати. Мы поговорили с ним и о нынешней работе, и о будущей.

— Расскажи, пожалуйста, о своём первом рабочем опыте.

— Мне было 13, меня по знакомству привели в какое-то агентство, сунули пятьсот листовок, сказали раздать и пообещали через два дня дать две тысячи. Я, не покладая рук, ходил и раздавал их людям. Летом для ребёнка это занятие вообще-то не очень. Но я подумал: ладно, может, оно того стоит, куплю что-то классное. Но нет, не купил. Мне дали всего пятьсот рублей и сказали: «Уходи отсюда». Я был очень огорчён и решил, что больше не буду работать никогда в жизни! Однако впоследствии подумал, что потом попробую что-то ещё. И пошёл разносить газеты. Это уже было ближе к зиме. Мне дали санки, сумочку… В итоге заплатили примерно столько же.

— Что вообще сподвигло тебя пойти работать в таком юном возрасте?

-Да что в первый, что в последний раз мне просто нечем было себя занять. Я подумал: «Ну, проведу время с пользой и узнаю, как люди работают, как выживают, а может, ещё и поимею с этого что-то». Только не вышло, правда…

— Куда ты потратил свой первый заработок?

— Те первые пятьсот рублей потратил на кино. Тогда как раз вышел новый «Человек-паук». Я покинул зал посередине сеанса, потому что фильм мне не понравился. Был очень разочарован, ведь это стоило мне моих первых денег. А потом в основном тратил деньги на музыку.

— А сейчас у тебя есть заработок?

— Только временные подработки. Я делаю вещи на заказ, что-то кому-то напишу, распишу, нашивку приклею. Иногда с музыкой помогаю — я играю на гитаре, у меня своя группа. Некоторые просят написать музыку или что-то вроде того. Ребята из школы иногда просят помочь с химией. В общем, работа меня ищет сама.

— Что ты испытываешь во время работы?

— Чаще удовольствие. Но физически она очень выматывает. Иногда что-то долго делаешь, потом смотришь на результат и понимаешь: не нравится. Далее два варианта: либо продолжать с огромным нежеланием, а потом отдать это клиенту, не зная, как смотреть ему в глаза;либо, что ещё хуже, начинать заново. Работа ведь объёмная! Вот, скажем, мой самый сложный заказ: я делал знакомой футболку, рисовал проволоку на рукавах. Долго, нудно, мучительно… А ещё так бывает: не нравится сделанное — отдавать стыдно. Нравится — жалко.

— Какая у тебя мечта?

— Она максимально проста: я хочу прожить век бок о бок с музыкой. Чтобы люди находили в моих песнях себя, проживали под них моменты жизни, как я когда-то под песни музыкантов, повлиявших на меня. Я не гонюсь за славой и деньгами, за общественным признанием, но хочу быть услышанным. Мечтаю, что когда-нибудь, стоя на сцене перед большой аудиторией, пришедшей слушать именно меня, я пойму, что весь путь проделан не зря. Не зря я пыхтел над гитарой и упускал многие возможности в угоду музыке. Хочу прожить жизнь, занимаясь только любимым делом, пусть и в бедности.

* * *

Слежу, чтобы никто не покалечился

Текст: Кирилл ЗЕНКЕВИЧ, Мончегорск

В наше время люди до 18-ти лет считают, что у них есть всё, что необходимо для счастья, поэтому найти работающего подростка довольно сложно. А вот я как раз подрабатываю, поэтому напишу про себя.

— Зимой я работаю в Центре семейного досуга и отдыха «Берег развлечений» в городском парке имени Бровцева. У нас там построены такие высокие классные горки для катания на тюбингах. Я — инструктор. Объясняю людям, как правильно спускаться вниз на ватрушках, чтобы не покалечить себя и других. Также в мои обязанности входит управление подъёмником, возвращающим ватрушки наверх, и слежение за тем, чтобы люди на нём не дурачились. Я пошёл работать, чтобы накопить денег на компьютер. Сколько зарабатываю — сказать не могу, не имею права. Но за два дня в неделю выходитвполне приемлемо. Так как я тружусь только по выходным, когда на смену выходят четыре человека, то не сильно устаю и не замерзаю, так как пары меняются каждые 30 минут: двое на склоне, двое отдыхают и греются в тёплом помещении «Берега развлечений». Но если кто-то один не выходит на работу, становится хуже, потому что каждому приходится стоять на горках по 40 минут, а отдыхать по 20. В целом деятельность, конечно, однообразная, творческой её не назовёшь, но платят хорошо, а это для меня главное.

* * *

Как я фасовала печеньки

Текст: Ирина РОМАНОВА, Дудинка

В поисках подработки я, студентка колледжа, наткнулась в интернете на объявление, что в одну из пекарен требуется фасовщица. График мне подошёл: рабочий день неполный, и я могу спокойно совмещать его с учебой. Кстати, ранее я нигде не работала, и мне было интересно, как всё получится.

Мой трудовой день начинался в 17:00, а завершиться по идее должен был в 21:00. Когда впервые пришла в пекарню, встретившая меня женщина сразу спросила: «Вы надолго? Или на один день?». Это очень удивило, но потом поняла, почему она задала такой вопрос.

Никто меня не попросил помыть руки, но я, конечно, сделала это и без напоминаний. Второй раз я удивилась, когда мне не выдали рабочую форму и попросили только переобуться. Деятельность моя началась с переноски ящиков для печенья и кексов. Они были очень тяжёлые, и я подумала, что вообще-то этим должны заниматься крепкие ребята грузчики, а не шестнадцатилетняя хрупкая девочка. Но уж ладно: раз взялась за дело — нечего пищать.

После ящиков приступила к взвешиванию печенья и на сей раз руки помыть забыла. Опять-таки никто не сделал мне замечания. Работа оказалась довольно интенсивной — передохнуть не разрешали. Вместо 21.00 я вкалывала до 22:30 и ни разу не отвлеклась и не присела. Перчатки фасовщицам не выдают, что, наверное, не очень сочетается с санитарными правилами. К тому же с печенья и кексов всё время сыпались крошки и оказывались у меня под ногтями. Гигиеной, как я заметила, тут вообще не заморачиваются. Работники ходят в туалет, курят, и я не замечала, чтобы после этого они мыли руки, которыми тут же берут и фасуют выпечку.

Также я заметила, что продавцы регулярно недокладывают покупателям в пакет пару печенюшек. На мой вопрос, они отвечали, что лучше пускай будет недовес, чем перевес. Конечно, я побоялась спорить, потому что подростки устраиваются сюда неофициально и никаких прав не имеют.

Итоги первого дня таковы. Работа показалась мне тяжёлой, я еле стояла на ногах и была выжата как лимон. Зарплата же за 4 выхода в неделю составляет всего 7000 рублей в месяц. В общем, я подумала и больше туда не пошла. Мне очень жалко людей, которые пашут в таких местах за гроши. Семь тысяч рублей — это просто капля в море, в наше время на эти деньги не проживешь. Поэтому, дорогие читатели, учитесь и ещё раз учитесь, получайте хорошее образование, востребованную профессию, чтобы работать в нормальном месте и не попадать в такую кабалу.

***

Медиашкола в Заполярье — образовательный проект, где школьники познают азы журналистики. Инициирован компанией «Норникель»: занятия проводятся в городах, где работают ее предприятия, в том числе в Норильске, Дудинке, Мончегорске и Печенгском районе. В Мурманской области в 2016 году медиашкола открылась в Заполярном, с 2018-2019 учебного года работает в Никеле и Мончегорске. Мончегорцев обучает известный российский журналист Игорь Попов, ребят из Печенгского района — выпускающий редактор нескольких издательских домов и педагог Лада Мягкова.

Читайте также:

Плюсы и минусы самоизоляции: версия подростков. Часть 2

Плюсы и минусы самоизоляции: версия подростков. Часть 1

Ногами, шваброй и фотокамерой зарабатывают деньги школьники Заполярья. Часть 2

Ногами, шваброй и фотокамерой зарабатывают деньги школьники Заполярья. Часть 1

Во время эпидемии надо говорить о любви! Продолжение

Во время эпидемии надо говорить о любви! Начало

Самое ценное в нашей квартире… Продолжение

Самое ценное в нашей квартире… Начало

 

Материалы по теме