Banner
Banner
19 марта 09:44
  • $ 91.98
  • € 100.24
События и факты
21 августа 2017 10:31

15 часов на вершине мира

40 лет назад Северный полюс впервые был покорен в надводном плавании атомоходом «Арктика». Судно отплыло из Мурманска 9 августа, а уже спустя неделю с небольшим добралось до «макушки Земли» и отправилось в обратный путь. К юбилейной дате этого достижения «Лента.ру» рассказывает о легендарном атомоходе.

Поход «Арктики» к полюсу доказал возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Ледовитого океана. Кроме того, было выполнено несколько научных исследований, в ходе которых впервые были опробованы приборы для определения толщины льда и спутниковая навигация, пишет издание.

В экспедиции 1977 года принимали участие 200 человек. От Мурманска до Северного полюса атомоход шел семь суток и восемь часов. За это время он преодолел 2528 морских миль. 17 августа в 4:00 по московскому времени цель была достигнута. На льду установили десятиметровую мачту и подняли флаг СССР.

Проводили ледокол к Северному полюсу красноярские авиаторы, искавшие так называемые реки — проход во льдах без препятствий. По словам Валентина Удалова, главного штурмана Красноярского управления гражданской авиации (КУГА), сопровождение «Арктики» для летчиков было мероприятием достаточно будничным. Сотрудники КУГА и ранее летали к Северному полюсу и исследовали Ледовитый океан. Авиаторы доставляли полярникам почту, проводили во льдах суда и искали места для ледовых аэродромов.

На вершине мира «Арктика» провела 15 часов. Ученые выполнили все запланированные исследования и наблюдения, водолазы проверили состояние винтов ледокола. Перед уходом с полюса команда оставила здесь памятный знак — металлическую плиту с выгравированным гербом СССР и капсулу с проектом Конституции СССР, а также текстом гимна.

Колоссальным значение экспедиции было и с политической точки зрения. Иностранное судно впервые смогло достичь Северного полюса лишь спустя 15 лет после «Арктики». Тем самым СССР подтвердил свое право называться центром арктических исследований.

С тех пор «Арктика» не раз участвовала в значимых походах. Например, в 1998 году ледокол осуществлял проводку немецкого научно-исследовательского судна «Поларштерн», целью экспедиции было исследование хребта Альфа в Северном Ледовитом океане.

В августе 2005 года ледоход прошел свою миллионную милю, а уже 1 сентября того же года во второй раз достиг Северного полюса.

Спустя еще три года корабль совершил последний рейс, атомную установку заглушили. В 2011 году с судна был снят экипаж, а саму «Арктику» перевели в «холодный» отстой в ожидании утилизации.

По данным проекта «Наша «Арктика», который пытается сохранить судно и превратить его в музей, утилизация атомохода обойдется бюджету в два миллиарда рублей. По оценкам авторов проекта, такая же сумма потребуется для модернизации и переоборудования ледохода в музей, научный и учебный центр. С 2012 года «Наша «Арктика» собирает подписи в поддержку своей инициативы. Правда, пока не особо успешно — за пять лет их собралось лишь немногим больше 21 тысячи.

Подробнее об экспедиции 1977 года на Северный полюс на ледоколе «Арктика» можно узнать в статье проекта «Ленты.ру» «69-я параллель» — «Просто космос».

 
Фото Николая ЗАЙЦЕВА

Материалы по теме