Banner
Banner
28 апреля 07:54
  • $ 91.78
  • € 98.03
События и факты
19 июля 2018 08:17

Путешествие вглубь земли Кольской

Команда мончегорского клуба внедорожников «Лапландия» по руководством Анатолия Еремеева отметила День металлурга путешествием по местам стройки железной дороги №509 МВД с посещением лагерей ГУЛАГа и проездом по одному из легендарных этапов Арктик-трофи «1000 ручьев». Вместе с автопутешественниками в экспедицию отправился Kn51.

25 августа 1951 года секретным Постановлением Совмина СССР было положено начало стройке железнодорожной линии Апатиты-Кейвы-Поной длинною около 400 км, с ответвлением к бухте Йоканьга и на пос. Лесной, в то время центр Терского района. Строительство поручили МВД, в ведении которого было Главное управление лагерей железнодорожного строительства с бесплатной рабочей силой. Стройка имела обозначение №509 МВД.

Вдоль будущей железной дороги в Кольском Заполярье и располагались лагеря. Первый — на станции Титан, оттуда начинался отсчет километров. Развалины двух таких лагерей, на 72-м и 100-м километрах, и посетили участники экспедиции.

А поутру они проснулись…

На этот раз в экспедицию отправилось 7 команд, среди них участники из Оленегорска-2 и Апатитов.

Путешествие началось с капризов той же машины, что первой забарахлила в дороге месяц назад, во время путешествия по местам боев Великой Отечественной войны в районе Алакуртти. Наверное, ее выкрутасы становятся традиционными и, судя по всему, это добрый знак. Ведь стартовала экспедиция вечером в пятницу 13-го, и у любителей бездорожья такое совпадение вызывало ликование: значит, поездка не будет скучной.

До места стоянки доехали около трех часов ночи, когда солнце уже начало подниматься. Лагерь поставили в живописном месте на берегу реки Цага, вытекающей из обросшего густым лесом озера Нижнее Цагаявр («виды»). Красоту райской картины портили только тучи комаров и мошкары.

Так было ночью, а поутру лагерь проснулся не от нудного жужжания мелочи, а от низкого гудения — комаров сменили слепни и оводы. Глупые кровососущие бросались на все большое и теплое, бились о нагретые солнцем машины и стены палаток и, конечно, вгрызались в путешественников.

Жестокие условия Севера

Экспедиция предполагала посещение одного из лагерей ГУЛАГа, расположенного на сотом километре. От него любителей бездорожья отделяло около 18 км, но с объездом болота вышло 25… Выехали утром и предполагали, что дорога в обе стороны займет не более 3 часов, никто и не подумал прихватить провизию, взяли только воду. Об этом потом пожалели, потому что путешествие затянулось до вечера, в лагерь участники вернулись в 18 часов!

Нельзя пожаловаться на дорогу — она не доставила больших хлопот. Все как обычно: пару раз лебедкой вытягивали машины из болота, и не всем с первой попытки удавалось преодолеть грязные каменистые лужи. Любопытно, но лучшим музыкальным сопровождением в путешествии по бездорожью оказались «нежные» мелодии немецкой группы Rammstein.

Несколько раз выходили любоваться окрестностями, рассматривали попадавшиеся по пути странности. Одной из таких оказался автомобиль, который в народе зовут «Каракатицей».

Недолго подискутировав, каким образом колымага затерялась в Заполярных лесах, команда устроила в ней фотосессию. Но постепенно людей начал изматывать зной, непривычный для северного лета, и «бонус» к нему — насекомые, от которых не было спасения. Слепни и оводы неслись со скоростью машин и устраивали себе аттракционы: влетали в заднее открытое окно и, огибая водителя, вылетали в переднее. Но больший дискомфорт, конечно, доставляли те, кто залетал в кабину «перекусить».

В лагерь на сотом километре добрались в самый солнцепек, когда кровососы словно сошли с ума. К каждому путнику тут же пристраивался «караул» из десятков и более «кровопийц», поэтому не все отважились выйти из машин и посетить заброшенное поселение.

Все эти обстоятельства вместе с усиливающимся чувством голода из-за оставленной в лагере еды, погрузили путешественников в невеселые размышления об условиях жизни узников лагерей.

Заключенные работали в нечеловеческих условиях и зимой, и летом. Зимой — морозы и пурга, а летом, в любую погоду, они «кормили» насекомых. И еще неизвестно, каким было у них продовольственное снабжение. Сколько сил, труда, здоровья и даже жизней отдано, но вот только во имя чего? В один миг все, что делали эти люди перестало быть кому-то нужным… Об этом говорили путешественники, вернувшись в лагерь.

Страшная месть

После долгожданного ужина, под звуки флейты (на ней играла карельские и финские мотивы одна из участниц путешествия — Екатерина Еремеева), любители бездорожья спасались от жары, купаясь в реке и принимая душ в специальной палатке, которую предусмотрительно прихватил руководитель экспедиции Анатолий Еремеев.

Благодатное место располагало к рыбалке, поэтому, немного отдохнув, мужчины достали заготовленные удочки и опарышей. А кое-кто из догадливых участников экспедиции решили жестоко мстить слепням, сделав из них приманку. В результате на завтрак у команды была рыба, запеченная в фольге.

     

Чем удивил 72 км

Третий день экспедиции оказался более спокойным, но также насыщенным впечатлениями. Следующий разрушенный лагерь на 72 км удалось рассмотреть более подробно. В нем еще сохранилась, хоть и сильно накренилась, смотровая вышка с отвалившимися ступенями. Повсюду лежали полуистлевшие бревна и доски. В большинстве развалин отчетливо угадывались контуры бараков. Встретились здесь и каменные фундаменты двух, по всей видимости, административных зданий. А территория лагеря, как и в том, что посетили вчера, была огорожена высоким забором из вкопанных бревен с натянутой между ними колючей проволокой… («Проволока»)

Кое-какое лагерное сооружение серьезно озадачило команду. Оно располагалось за пределами колючей проволоки и издали смахивало на холм с аркообразными глазницами, похожими на устья русской печи. Но устья настолько глубокие и широкие, что туда поместился бы человек. «Крематорий?» — предположил один из бывалых бездорожников. От такой гипотезы еще долго по коже бегали мурашки. А ведь, действительно, ни в первом, ни во втором лагере не встречалось кладбище… Уже по возвращении домой, выяснили, что это была пекарня, и вздохнули с облегчением.

     

По Берендееву лесу

Дальнейший путь — по одному из этапов Арктик-трофи «1000 ручьев». По дороге вдруг кто-то спохватился, и в рациях раздалось поздравление для сотрудников КГМК с профессиональным праздником. Его отметили на маршруте «1000 ручьев», где команду ждали Берендеевы леса с высоченными деревьями, чьи стволы обросли мохнатым лишайником, а у елей — не только стволы, но и лапы; с зарослями папоротника, доходившими невысокому человеку до плеч; с кустами смородины, но главное — с бесчисленными каменистыми ручьями.

     

О чистой природе замолвлю я слово

По завершении экспедиции, участникам вручили памятный диплом участника, а после они делились впечатлениями.

— Каждая поездка хороша по-своему. Природа нетронутая человеком, чистейшие озера. Воду можно пить из любого ручья. Вчера понравилась рыбалка. По меркам бывалых рыбаков мы поймали небольшую рыбу, но для меня — удачный улов. Хотели всех накормить сразу же этой рыбой, но, к сожалению, вернулись, когда лагерь уже спал, — поделилась Елена Капалыгина (Оленегорск-2), — Сегодня поразили ельники, покрытые лишайником. Маршрут вообще потрясающий. У каждого ручья хотелось остановиться и любоваться. Хорошая погода и компания. Единственное, слепни подпортили настроение, но надо принять их как должное. И, если честно, совсем не хочется домой…

— Я о внедорожной езде много читала, и захотелось попробовать самой. Сильно впечатлили ручьи и тряска по дороге. Первый раз ночевала в палатке. Все прошло замечательно — сон хороший на свежем воздухе, — отмечает Ангелина Барловская (Мурманск).

— Интересно было посмотреть другие места, — говорит Евгения Фонарева (Апатиты). — Я впервые в такой поездке на машинах, впечатления неописуемые. Природа поразила в первую очередь, мы ушли вглубь полуострова. Слышали голоса птиц и видели таких, каких в городе нет. Да и деревья здесь выше, чем у нас. Хочется еще раз съездить в такой компании. Понравилось очень, впечатления — надолго.

— В этой поездке я познакомилась с новыми людьми, мы много беседовали, шутили, я купалась, играла на флейте, по ручьям ходила босиком…. Выходные удались, — говорит Надежда Неведомская (Мончегорск, сотрудница КГМК).

 

Мужской взгляд

Если девушек восхитила природа, то мужчины задумались о социальной и политической подоплеке экспедиции.

  Анатолий Еремеев
   Анатолий Еремеев
   
  Виталий Неведомский
  Виталий Неведомский

— По всей видимости, мы посетили два больших лагеря, потому что по обеим сторонам дороги — много развалин бараков, — предполагает Анатолий Еремеев (Мончегорск). — В одном месте видели много реек, в каждую было часто вбиты маленькие гвоздики. Вероятно, тот барак обтягивали тканью. Чувства от увиденного тягостные. Понимаешь, в каких условиях народ содержали. Мы приехали на два дня и вернемся домой, а ведь многие здесь оставались навечно… И самое обидное — их труд оказался бесполезным. Да, была идея в 1950-ом построить железную дорогу к Баренцевому морю на случай войны, но в 1953-м умер Сталин, стройку заморозили…

Максим Гуляев  
Максим Гуляев   
   
Алексей Гладконогих  
Алексей Гладконогих  
   

Созвучными мыслями поделились участники поездки, работающие на Кольской ГМК.

— О многом задумываешься. Во-первых, как они сюда добирались, ну явно не как мы, в комфортных машинах. Во-вторых, тут невыносимые условия. Мы столкнулись со слепнями и оводами, а что было зимой? — задается вопросом Сергей Вареник.

— Я не новичок в езде по бездорожью. Дорога интересная, хорошая компания. После посещения поселков мысли неоднозначные. Тяжело представить себя на месте тех, кто оказался на тех стройках. Хорошо, что мы живем в другое время. Не все же попадали в лагеря заслуженно, а попасть сюда случайно — хуже не придумаешь, — убежден Максим Гуляев.

— Мы отдохнули от города. Повидали новые места. Все запланированное сделали. Но как задумаешься, сколько здесь людей погибло ни за что: строили-строили и ничего не построили, а людей нет. Это ошеломляет, — признается Виталий Неведомский.

— У нашей страны были всякие моменты: и хорошие, и плохие. Мы посмотрели, в каких условиях люди выживали, как строили дороги железные. Когда-то все было глобально запроектировано, да еще и в таких дебрях, а теперь — заброшено, — говорит Алексей Гладконогих. — Жутковатым было место, что мы приняли за крематорий… Вторая часть пути — «1000 ручьев» — очень понравилась. Скуку разогнали. Этим летом воды мало, но ручьев хватает. Красивые места, завалы камней. По пути и триал присутствовал (каменная дорога), и взятие бродов было, и грязь.

Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ и участников экспедиции

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме