Banner
Banner
16 июня 14:35
  • $ 89.07
  • € 95.15
События и факты
01 мая 2014 12:36

Пожарной охране России-365!

30 апреля пожарной охране России исполнилось 365 лет, и сегодня Kn51 завершает рассказ о развитии пожарного дела в России.

От ведра до автоцистерны. Из истории пожарной техники России. Часть III

Напомним, 30 апреля 1649 года в России был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. C этого момента и до начала XX века развитие пожарной техники в России прошло большой путь. Одним из тех, чей вклад в это дел весьма значим, — Густав Лист, создавший целую компанию по производству пожарной техники и даже пожарных машин. Но, хоть он и был одним из первопроходцев, с которых начиналась история пожарных автомобилей, пальма первенства все же принадлежит не ему.

Первый пожарный

В 1904 году, на три года раньше Листа, на фабрике «Фрезе и К°» российского изобретателя немецкого происхождения и одного из конструкторов первого российского автомобиля Петра Алексаандровича Фрезе (1844-1918) была построена первая в стране пожарная машина. Это была модель с одноцилиндровым двигателем De Dion Bouton. Машина была оборудована стендером (колонкой гидранта), пожарными рукавами на 170 метров, двумя пожарными лестницами и могла перевозить 10 бойцов. Противопожарное оборудование поставила петербургская фирма «Лангензипен и К°». Пожарный автомобиль был создан в единственном экземпляре. Его приобрела Александро-Невская пожарная частью Санкт-Петербурга. Она получила его 10 июня (по старому стилю), и в тот же день автомобиль уже участвовал в тушении пожара на окраине города. Первый русский пожарный автомобиль прибыл к месту происшествия на 12 минут раньше, чем конный обоз, и доказал свою практичность.

До основанья, а затем…

После революции 1917 года состояние пожарной охраны в России пришло в упадок. Да так, что к 1918 году в стране не было ни одного промышленного предприятия, производившего пожарную технику и пожарный инвентарь. А пожарных машин осталось всего 10 штук, остальное — конные обозы. В мастерских пожарных депо огнеборцы Москвы, Петрограда ремонтировали пожарное оборудование и изготовляли пожарный инвентарь кустарным способом. Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и пожарного оборудования автомобили иностранных фирм, таких как «Фиат» или «Паккард». Причем расходы на содержание механизированных пожарных команд были примерно на 30% меньше, чем на содержание тех же конных обозов.

В апреле 1918-го обнародован декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Он предусматривал установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения, разработку пожарных инструментов и машин. В мае 1919-го Совет труда и обороны принял еще одно постановление — «О ме¬рах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности». А в 1921-м В.И.Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной охраны.

В 1922 году было отпущено 5400 рублей золотом на закупку пожарной техники за границей. Машины стоили дорого, и потрясенное революцией и войнами государство не могло выделять на такие закупки много средств. Поэтому их приобретали как образцы для создания аналогичных отечественных машин. В 1925-м нескольким заводам и мастерским поручили строить «пожарки» на базе восстановленных иностранных грузовиков. Поскольку в их числе в основном были модели «Паккард», «Уайт» и «Фиат», то именно на их шасси стали делать пожарные машины.

Налаживали и производство пожарной техни¬ки, но первый отечественный пожарный автонасос на базе АМО-Ф-15 появился в 1926 году. Он был оборудован коловратным насосом, раздвижной лестницей, и медным колоколом. Боевой расчет машины составлял 8 человек.

Пожарные АМО строили до конца 1929 года. Всего выпустили 308 машин. До наших дней сохранились только два таких автомобиля. Один, выпущенный «Прометом», хранится в Управлении городской пожарной службы Санкт-Петербурга. Другой, изготовленный Миусским заводом — в Политехническом музее в Москве.

Дальнейшее развитие

По мере роста выпуска отечественных автомобилей совершенствовались и пожарные автомобили. В 1931 году на базе АМО-4 был создан пожарный автомобиль с центробежным насосом. В 1931-1932 годах вступили в строй Горьковский и Московский автозаводы. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. В 1931-1935 годах были выпущены первые автоцистерны ПМЗ-2, автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЯГ-4, ПМЗ-1 ЗИС-11 (для пожарной охраны впервые было разработано специальное шас¬си на базе этого автомобиля), ЯГ-10.

В 1935 году был построен завод пожарной техники в Торжке. Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения, механических автолестниц. В 1937-м был образован Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны на базе Централь¬ной научно-исследовательской лаборатории, организованной в 1931 году. В этом институте была сосредоточена вся работа по созданию и совершенствованию пожарной техники.

В 1930-е в СССР началась и массовая застройка городов многоэтажными зданиями. В случае пожара для эвакуации людей с верхних этажей и подачи туда шлангов с водой требовались автолестницы длиной 30 метров. Отечественная промышленность не была готова к их производству, поэтому лестницы покупали вместе с шасси за рубежом, чаще всего — в Германии, где в этой области лидировали фирмы Magirus Deutz и Metz. Но эксплуатация иностранных автомобилей вызывала известные трудности, особенно вне Москвы, поэтому созрела идея установить немецкую лестницу на шасси советского трехосного грузовика. Для этого готовые шасси длинных ЗИСов вывозили в Германию, где в Metz на них устанавливали лестницы, после чего готовый пожарно-эвакуационный автомобиль возвращался в СССР. По той же схеме то же немецкое предприятие ставило менее длинные лестницы на двухосные шасси ЗИС-5. Перед самой войной в Ленинграде была разработана электромеханическая лестница ПЭЛ-30 на базе того же ЗИС-5 с приводом от электрических лебедок.

В период Великой Отечественной вся вышеописанная техника активно использовалась пожарными. В годы войны выпускались пожарные автомобили с передним расположением насосов, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов.

Четверть века после войны

В послевоенный период и в дальнейшем пожарная охрана страны технически перевооружалась. Для пожарных автомобилей серий ПМГ и ПМЗ были разработаны закрытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос, модифицированные трансмиссии.

Начали появляться машины газодымозащитной службы, углекислотного тушения, пожарные автомобили освещения, средств связи. Выпускавшиеся в послевоенный период (до 1953 года) военные джипы ГАЗ-67Б также использовались в пожарной охране в качестве командирских машин. Их же применяли для буксировки прицепных помп. Иногда такие автопоезда применяли в объектовой пожарной части — на территории промышленных предприятий.

С 1952 года в СССР мощным поставщиком шасси для пожарных автомобилей, на несколько десятилетий вперед, стал автозавод «ЗиЛ». В 1953 году появилась первая автомеханическая лестница АМ-35, в 1954-м — автолестница АМ-45 с лифтом грузоподьемностью 180 кг. Но и на шасси других серийных грузовых автомобилей КрАЗ, ГАЗ, КамАЗ, Урал, МАЗ выпускались «пожарки» различного назначения: комбинированного тушения (одновременная или последовательная подача порошковых огнетушащих составов и воздушно-механической пены), дымоудаления, аэродромные и другие. Установкой специализированного оборудования на автомашины занимались, в частности, Торжокский машиностроительный завод и Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования.

Наши дни

Начиная с 1970-х годов прошлого века в подразделения пожарной охраны стала поступать импортная техника, например финский коленчатый подъемник «Бронто», смонтированный на шасси наших «Камазов». Сегодня есть и российские аналоги — подъемники серии «Гулливер» на базе тех же «Камазов». Была, кстати в СССР даже специализированная мототехника — практически пожарная машина в миниатюре.

С 1997 года вся пожарная техника должна соответствовать требованиям нормативов пожарной безопасности №163-97. Согласно документу, все пожарные автомобили, в зависимости от назначения, подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

И сегодня на вооружении пожарных частей МЧС стоит различная современная техника на базе шасси автомобилей отечественных производителей. И увидеть ее можно практически в любом населенном пункте. В том числе в Никеле, Мончегорске и Заполярном.

P.S. О пожарных и пожарной технике, работающих в воздухе и на воде, мы не забыли. Думается, это очень интересная тема, и к ней мы еще вернемся (хотелось бы, конечно, «по просьбе наших читателей»).

Егор АРСЕНИН (в работе использованы материалы сайтов fire-truck.ru,
ГУ МЧС России, в т.ч. по Мурманской области и по Санкт-Петербургу,
Государственного Военно-технического музея в Черноголовке,
журнала «Техника молодежи» №3/2002,
учебника «Пожарная техника» М.Д. Безбородько)

Фото Егора АРСЕНИНА и с сайтов ГУ МЧС России,
в т.ч. по Санкт-Петербургу и по Мурманской области,
Ю.Силуянова rasfokus.ru, fireman.ru,
Государственного Военно-технического музея в Черноголовке, М.Шелепенкова, А.Мельникова,ru.autowp.ru, ingta.ru,
И.Жукова с сайта photo.qip.ru,
а также с сайта Черкасского института пожарной безопасности и carmotorcycles.org

 

Материалы по теме

КОНТАКТЫ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ KN51.RU

184511, Мончегорск, Мурманская область, пр. Металлургов, д. 1а, оф. 313
Телефоны: +7 81536 7-22-27, 7-26-71.
E-mail: [email protected]

Интернет-издание Kn51.ru © 2013
18+
Издатель ООО «КолаНьюс»